Сюжеты

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА

Этот материал вышел в № 10 от 10 Февраля 2003 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

Моисей ГЕЛЬМАН, главный редактор газеты «Промышленные ведомости»: — Пока по схеме «Соглашения о разделе продукции» (СРП) фактически реализуются только два нефтяных проекта — «Сахалин-1» и «Сахалин-2», которые были запущены еще до принятия...


       
       Моисей ГЕЛЬМАН, главный редактор газеты «Промышленные ведомости»:
       — Пока по схеме «Соглашения о разделе продукции» (СРП) фактически реализуются только два нефтяных проекта — «Сахалин-1» и «Сахалин-2», которые были запущены еще до принятия закона. Но по ним можно судить, что будет дальше. Соглашения составлены таким образом, что государство оплачивает абсолютно все затраты. И теоретически Россия от этих проектов может вообще ничего не получить. По итогам проверки Счетной палаты известно, что только пиар-акция по одному из этих проектов стоила около 50 млн долларов.
       Контролировать финансовые потоки подобных проектов невозможно, так как все счета операторов (а это иностранные компании) находятся в зарубежных банках. Все оборудование закупается операторами за рубежом у аффилированных фирм по существенно завышенным ценам. По сравнению с аналогичным российским оборудованием, которое тоже может быть использовано, разница в ценах доходит до 100% и более. Один только этот 100-процентный навар, оплачиваемый нашей же нефтью, может послужить неплохим стимулом для заинтересованных лиц. Вообще, непонятно, почему в России не создаются государственные операторы вместо иностранных, как это делается в Норвегии. Тогда подрядчики будут зарубежные. Но все затраты будут подконтрольны.
       И непонятно, почему взялись за СРП. Ведь в консолидированном бюджете налоговые доходы от реализации нефти не превышают 10% в год. И вместе с тем у нас примерно 22% нефтяных скважин (33 тысячи) простаивают. Даже если они будут давать хотя бы по три тонны нефти в сутки, это в год составит свыше 36 млн тонн, то есть более 10% общегодовой добычи и много больше всей сахалинской нефти. Но для этого нужно освободить эти скважины от налогов.
       Что касается коррупционных возможностей закона о СРП, то они могут достигать 100% и более в каждом проекте по отношению к действительным затратам. Кстати, в действующем законе сказано, что 70% оборудования должно закупаться в России. Но это не выполняется. И неизвестно, будет ли.
       Таким образом, СРП позволяют узаконить коррупцию, так как нефтяные компании-операторы на законных основаниях будут получать «откат» в свою пользу и пользу своих подставных посредников. А в бюджет будут поступать крохи.
       
       "Новая газета"

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera