Сюжеты

ОСОБОЕ МНЕНИЕ

Этот материал вышел в № 10 от 10 Февраля 2003 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

Разработчики и сторонники закона о СРП уверяют, что у них нет возможности проверить на практике те цифры, при помощи которых пытаются доказать невыгодность СРП для России. Комментирует Александр БЕЛЯКОВ, председатель Комитета Госдумы по...


       
       Разработчики и сторонники закона о СРП уверяют, что у них нет возможности проверить на практике те цифры, при помощи которых пытаются доказать невыгодность СРП для России. Комментирует Александр БЕЛЯКОВ, председатель Комитета Госдумы по природным ресурсам:
       — Этот закон переводит отношения государства и потенциального инвестора из административных в гражданско-правовые, которые строятся на основе договора. Если подойти к нему с той позиции, что все госслужащие — воры, взяточники и бандиты, то, конечно, этот закон очень плохой. Но если считать, что подавляющее большинство людей на государственных постах любят свою родину, хотят ей верно служить, защищать ее интересы, лучше этого закона и быть ничего не может. Потому что он позволяет гибко регулировать распределение природных ресурсов, обозначает взаимную ответственность.
       Учитывая, что добыча наших полезных ископаемых уходит все дальше на север, нужно понимать, что на освоение таких территорий потребуются гигантские финансовые вливания. Мы называем приблизительные цифры — 120—150 млрд долларов; таких денег не найти без четкого законодательства и договорных процессов.
       — А если закон применят неправильно. Как тогда быть?
       — Нужно все-таки исходить из того, что у нас есть кому защищать интересы РФ и что если государство проявит волю, то заключить эффективные соглашения о разделе продукции вполне можно. К тому же мы говорим не о всех наших месторождениях, а только о тех, которые под СРП определило государство. Это же не так просто решается, тут участвуют парламент, субъекты Федерации, президент подписывает закон.
       — Какая роль в режиме СРП отдана отечественным компаниям?
       — Закон носит интернациональный характер, хотя отечественные предприятия в порядке, предусмотренном СРП, занимают особое место. Среди прочих — «Газпром», «ЛУКОЙЛ», это разве иностранные компании? Противники закона так до сих пор и не сказали, по поводу каких именно месторождений они выступают и почему. И не нужно привязываться к «Сахалину», когда нашего закона еще на свете не было. Да, там допущены ошибки, это все признают. И цена их для страны очень дорога. Так не надо их повторять.
       — Насколько закон коррупционен?
       — Настолько же, насколько коррупционен любой национальный закон. Опять подмена понятий: как будто коррупция — предмет только одного этого закона.
       Но работать только по национальному законодательству мы не готовы — слишком тяжелое у нас налоговое бремя, 41%. Это невыгодно.
       — Как будут распределять соглашения между инвесторами?
       — Из 30% разведанных российских месторождений под СРП 29,8% уже распределены. Поезд уже ушел. Вопрос теперь не в том, как распределять, а как подписывать договора.
       Мы должны не законы хаять, а если правительство действует неправильно, придать это гласности и требовать его отставки. Или привлекать к ответственности конкретных людей за те или иные нарушения.
       
       От редакции
       Заметим два обстоятельства. Предположение о том, что не все госслужащие думают только о своем кошельке, и уверенность в том, что «поезд ушел», — 29,8% месторождений уже распределены.
       
     
       А вот в экономической комиссии ЦК КПРФ в Госдуме нас сразу же предупредили: комментарий закона о СРП «будет нехороший». Но дело, оказывается, вовсе не в экономическом противоречии коммунистов и реформаторов. Председатель комиссии Николай Батчиков особо упирал на то, что взгляды Компартии на закон о СРП за последнее время изменились.
       — Раньше мы видели в СРП попытку государства заигрывать с иностранными компаниями. И, по идее, закон должен был помочь государству. В действительности он в том виде, в котором его писала еще первая Дума (конец 95-го года. — Ред.), не работает. И неудачные примеры — «Сахалин-1,-2».
       Конечно, можно попытаться спрогнозировать результат принятия нового варианта закона, выводы также будут печальными. В документ заложено большое количество тормозящих факторов.
       — Критики закона о СРП часто обращают внимание на то, что правительству РФ в нем отдано слишком много полномочий. В связи с этим возникает вопрос о степени коррупционности подготавливаемого законопроекта…
       — Сейчас о коррупционности закона говорить еще рано. Он и не работает пока. А чтобы заработал, нужно скорректировать некоторые его положения. Вообще, желательно прописать как можно больше прямых норм, без отсылки к каким-то посредникам, третьим инстанциям. Постараться обеспечить максимальную прозрачность взаимоотношений инвестора и государства.
       
       "Новая газета"

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera