Сюжеты

СКВЕРНАЯ ИСТОРИЯ

Этот материал вышел в № 11 от 13 Февраля 2003 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

или Конфискация в доме Дориана Грея В Новом Манеже прошла третья Московская неделя декора Есть люди, которые любят домашний уют профессионально. Часто они тащат в дом то, что многие сочли бы мусором. А еще чаще привозят этот драгоценный...


или Конфискация в доме Дориана Грея
       


       В Новом Манеже прошла третья Московская неделя декора


       Есть люди, которые любят домашний уют профессионально. Часто они тащат в дом то, что многие сочли бы мусором. А еще чаще привозят этот драгоценный «мусор» с другого конца света. Это декораторы интерьеров.
       20 российских и зарубежных художников представили свои «воспоминания о путешествиях» на третьей Неделе декора журнала «Мезонин» в Новом Манеже. Очевидно, наши декораторы знают все блошиные рынки мира, они страстные коллекционеры и туристы. Но, увлеченные красотой прошлого, они не очень-то думают о будущем. XXI век, идея которого была недавно еще такой привлекательной, больше никого не забавляет. Все увлечены цитированием классических декоративных приемов и стилей прошлых столетий, в особенности ХХ века. Избежать некоторых стереотипов оказалось невозможно: если Нью-Йорк — то ар деко, если Англия — то Викторианская эпоха, если Восток — то марокканский фонарь. Большинство декораторов прошлись по обычным туристическим маршрутам, забыв заглянуть в боковые улочки и за отреставрированные фасады. Впрочем, стоит ли их в этом винить, если само новое столетие пока не породило ярких стилей? Катастрофы же, возвестившие о начале века, заставили нас вернуться к классическим знакам домашнего уюта.
       
       Все по-прежнему хотят покоя, свечей и шерстяных пледов.
       И все же некоторые тенденции в «моде на интерьер» являются очевидными.
       Наш мозг в первую очередь «замеряет» и запоминает пространство интерьера, и только потом мы начинаем видеть плоскость, цвет, фактуру. Они-то и являются объектами созерцания. Даже в самом скромном жилище число тканых основ составит не менее десятка. Игре фактур дизайнеры уделили особое внимание. Сочетания «конфликтных» по характеру поверхности материалов (тончайший шелк и дешевый картон, хрусталь и грубое сукно) дают порой любопытные эффекты. В современном интерьере можно проигнорировать какие-то сугубо декоративные элементы, но пренебрегать фактурами нельзя.
       
       Переезд — это состояние души
       Одна моя подруга переезжает уже лет семь. Она живет среди коробок и полотняных мешков. Оказывается, в этом есть смысл. Модная гостиная сегодня выглядит так, будто вы упаковываете вещи для переезда и устраиваете среди всего этого карнавала семейных реликвий вечеринку. Надоел рояль — можно обмотать его мешковиной, а поверх набросать хрусталя от Lalique. Главное, чтобы композиция выглядела очень временной. Обмотайте стулья и вазы гофрированным картоном и обвяжите бечевкой (чтобы не разбились). Дома стало веселее? А теперь представьте, что при этом еще и не нужно переезжать!
       Повторения и цитаты в декоре интерьеров нового столетия неизбежны. Обращение к различным эпохам связано не столько с их очарованием, сколько с мифами, характеризующими определенное время. Ар деко — это Нью-Йорк 20-х годов, джаз и экономическая стабильность. Интерьер в стиле Викторианской эпохи — воплощение тихой семейственности, охраняемой незыблемым порядком «милых вещиц».
       Так объясняет свой выбор автор интерьера в викторианском стиле Мария Якушкина: «Я считаю, что у многих людей в нашей стране нет корней, им нужен интерьер, который может дать им историю, — классический викторианский интерьер. Они по частям собирают в нем то, что могли бы аккумулировать целое столетие, будь у них эта столетняя история. Такой интерьер сформировался как бы в конце всех стилей.
       Я в прошлом году ночевала в английском замке, и мне досталась такая спальня, с кроватью под балдахином. Я была удивлена ощущениями, которые испытала, — блаженство, как будто ты в утробе матери: абсолютная защищенность».
       —Признайтесь, на кровати прыгали?
       — Да, чуть-чуть.
       
       Интерьер для вас, а не вы для интерьера
       Это, возможно, самый важный дизайнерский посыл. Как правило, создатели интерьеров не очень любят, когда хозяева вносят в них следы своей жизнедеятельности. Но многие экспоненты сумели уверить нас в обратном. Недопитый бокал шампанского с отпечатком помады, полураскрытый журнал, платье, перекинутое через спинку кресла, — вот детали, благодаря которым интерьер становится обитаемым. Это значит, что хозяин вышел, но сейчас вернется. То, что было вашими аксессуарами — бусы, сумки, платки, — теперь стало украшением дома. Можно сказать, что у вас с ним один гардероб. Не стоит относиться к интерьеру как к галерейному пространству. Иначе вы будете работать на него, а не он на вас.
       Создательницы модной комнаты-гардеробной Александра Вертинская и Елена Лазаренко уверены, что «все, что нас окружает, даже продукты питания, — это декор». Во всем должна быть жизнь, даже если она материализована в пятне на диване!
       
       На мебели не сидеть!
       Девушки, пытавшиеся присесть на белый деревянный подиум, дружно рухнули на пол. Они не знали, что современный интерьер сродни театральной бутафории. Лучше, конечно, окружить подобные объекты красными лентами и табличками «не садиться». То, что раньше было декором, теперь стало функцией — и наоборот. Стул достоин демонстрации на подиуме, а сидеть можно и на перевернутых жестяных ведрах.
       Умелой имитацией можно добиться поразительного эффекта. Искусственный бриз из вентилятора колышет тонкую шелковую занавеску, на экране ЖК-монитора плещется море, а в динамиках шумят волны. Такова «ванная фантазия» от Наны Геташвили.
       ...«Прекрасный, как встреча зонтика и швейной машинки на анатомическом столе», — так Андре Бретон выразил эстетическую концепцию сюрреализма. В современном интерьере кружится карнавал случайных вещей. И чем больше странных предметов поселилось у вас в доме, тем лучше. Детали пишущих машинок, декоративные наличники, старинные кружева, ветхая мебель — всеми составляющими для приготовления модного интерьера владеют бабушки.
       Ничто не должно выглядеть слишком молодо, так что старьте и рисуйте патину. Не стоит много думать и о прошлом вещей. Гораздо интереснее наблюдать за их необычным соседством. Вам нравится ветхий стол — тащите в дом.
       «В моем интерьере стол из мясной лавки из французского Прованса, на нем рубили мясо. Оттуда же аптекарские шкафы, жалюзи, стулья из местных бистро и баров. Это простые, уютные, теплые вещи, которые не заставляют много думать о них, но приятно обволакивают», — рассказывает о своем провансальском интерьере Наталья Семенова.
       
       На смерть Версаче
       Времена минимализма прошли, а идея чистой функции исчерпала себя. Но и декоративность изменилась. В фаворе — антидекоративность и деструкция: в моде — швы наружу, в интерьере — долой обивку!
       Если кресла недостаточно хороши, стоит завести кошку — уж она точно знает, как сделать подлокотники более «совершенными». Декоратор из Санкт-Петербурга Андрей Дмитриев представил весьма любопытный проект. Самый дорогой элемент в его интерьере — это роскошная хрустальная люстра, одолженная в салоне у друзей. Остальное выглядит так, будто у хозяина недавно произвели конфискацию имущества: вспороли обшивку кресла в поисках бриллиантов и вынесли все ценные вещи. Остались заплатанный на скорую руку диван, пара старых чемоданов, птичья клетка и картина художника Мосесова «Праздник юности на Дворцовой площади» 1967 года. Пол оклеен газетой «Труд» за черный 1998 год, а стены отделаны горбылем.
       — В чем состоит ваша задача как декоратора?
       — Декоратор не идет за модой — он создает ее. Наша задача не в эпатаже, но хочется людей как-то взбодрить. Они спят в евроремонте, выбрасывают миллионы долларов, живут в прямых стенах и не знают, почему им так плохо…
       — Порвите Версаче? ПомнИте Армани?!
       — Не покупайте Версаче! Идите на блошиный рынок, купите там, приделайте что-нибудь от себя. Чем скрывать инвалидность, лучше ее демонстрировать.
       —Деструкция может быть декоративной?
       —Да, безусловно!
       —В таком случае вы можете вывернуть свой пиджак наизнанку и надеть?
       —Прямо сейчас?
       —Да, сделайте это.
       —Я, правда, не знаю, как это будет смотреться, потому что никогда раньше этого не делал. Боюсь, что мои рваные подмышки не позволят мне долго так ходить.
       Андрей Дмитриев выворачивает пиджак и надевает его…
       


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera