Сюжеты

ПРЕМИЯ ЗА ПОВЕСТЬ, КОТОРУЮ НЕ ДОЧИТАЛИ

Этот материал вышел в № 12 от 17 Февраля 2003 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

Как из «Опыта любви» критики сделали «Театральный роман» Премия имени незабвенного Ивана Петровича Белкина, воплотившего в своих повестях, по мнению взыскательных читателей, мечту Пушкина о счастье, была учреждена для лучшей повести года...


Как из «Опыта любви» критики сделали «Театральный роман»
       

   
       Премия имени незабвенного Ивана Петровича Белкина, воплотившего в своих повестях, по мнению взыскательных читателей, мечту Пушкина о счастье, была учреждена для лучшей повести года издательством «ЭКСМО-пресс» и журналом «Знамя» и впервые вручена год назад.
       В прошлом году первый премиальный блин вышел комом: жюри под председательством Фазиля Искандера наградило, ко всеобщему разочарованию, совершенно «никакую» повесть Сергея Бабаяна «Без возврата». Можно было опасаться, что столь невдохновляющее начало подорвет всякий интерес к премии, но на деле вышло совсем не так.
       Церемония объявления лауреата прошла в обстановке неожиданного и приятного ажиотажа. Стилизованный ампирный особняк, выстроенный на Большой Садовой в 1909 году Федором Шехтелем для себя самого и особенно славный своим залом-холлом, не мог, что называется, вместить и не вместил-таки всех гостей. И в дверях толпились, и в проходах стояли... Потому, хотелось бы думать, что на хорошие повести год оказался урожайным и финалисты достойно поддержали внимание к литературе и чтению.
       По премиальному правилу шорт-лист должен включать столько повестей, сколько их было у Ивана Петровича. Из двадцати восьми номинированных произведений жюри под председательством Леонида Зорина в составе Юрия Арабова, Владимира Березина, Алексея Береловича и Елены Холмогоровой выбрало такую пятерку: «А.К.С. Опыт любви» Марины Вишневецкой («Знамя» № 11, 2002), «Жажда» Андрея Геласимова («Октябрь» № 5, 2002), «Встречное движение» Юрия Горюхина («Бельские просторы» № 7, 2002), « Помощник китайца» Ильи Кочергина («Знамя» № 11, 2002), «Кастрировать Кастрюльцева» Асара Эппеля («Знамя» № 10, 2002).
       В выступлениях финалистов и председателя жюри на роль главного героя (антигероя) церемонии выдвигался «телек-телик», который вытесняет Пушкина из нашей жизни, по мнению Андрея Геласимова; приучает нас плавать «не в изумрудном океане, а в каком-то отстое под водительством какого-то фуфла», по мнению Асара Эппеля; и мешает должному вниманию публики к сочинениям замечательных финалистов, по мнению Леонида Зорина.
       Достаточно протомив собравшихся, жюри назвало лауреата: им стала Марина Вишневецкая с действительно достойной, действительно интересной и мастерской повестью «А.К.С. Опыт любви».
       У этой повести есть и поклонники, и противники, но поистине удивительно, что большинство и тех, и других в своих критических выступлениях, предшествовавших премиальному сюжету, дружно утверждали, что речь там идет о доживающей последние дни в хосписе героине... из чего следует, что они прочитали повесть не дальше чем до середины.
       Утешу читателей: героиня из хосписа вышла, и повесть привлекает удовольствием от красивого, мастерского текста, а не чернушной правдой репортажа из последнего приюта для умирающих.
       Сюрпризом стала специальная премия в номинации «Станционный смотритель». Она была присуждена главному смотрителю современной литературы Андрею Немзеру «за страстное и пристрастное освещение сюжета премии».
       


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera