Сюжеты

РАЗДЕЛЬНЫЙ СЧЕТ

Этот материал вышел в № 13 от 20 Февраля 2003 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

Один только контроль за соблюдением соглашений о разделе продукции обошелся бы в миллионы бюджетных долларов Россия может быть спокойна за свои природные ресурсы. По словам премьера Касьянова, иностранные компании должны работать в...


Один только контроль за соблюдением соглашений о разделе продукции обошелся бы в миллионы бюджетных долларов
       


       Россия может быть спокойна за свои природные ресурсы. По словам премьера Касьянова, иностранные компании должны работать в условиях национального налогового режима, честно конкурируя с российскими нефтяниками. Прибыль от продажи подорожавшего «черного золота» останется дома. «Нефтяное» лобби, проталкивающее закон о разделе продукции, в последнее время терпит неудачу за неудачей.
       По мнению специалистов, закон о СРП, оставляющий стране только незначительную часть добытой инвестором нефти, наверняка будет скорректирован. Разработка недр на условиях раздела продукции не станет главным правилом отечественной нефтедобычи. Сегодня можно подвести предварительные итоги.
       
       Госконтроль соглашений
       Чем грозит перевод отечественной «нефтянки» на СРП, показали первые же опыты его применения. О скандалах, связанных с проектами «Сахалин-1» и «Сахалин-2», мы уже писали в прошлом номере «Новой газеты». Первый из «Сахалинов» так и не заработал в полную силу, а второй, нещадно загрязняя уникальную природу Охотского моря, вовсю выкачивает нефть, отдавая России только десять ее процентов. Понятно, что вдохновляющим такой опыт применения СРП назвать трудно.
       Поставить под сомнение целесообразность самой идеи соглашений о разделе продукции чиновники до последнего времени не решались. Объединенными усилиями западных и отечественных лоббистов закон о СРП вот-вот должен был вывести российскую нефтедобывающую отрасль в своеобразный «внутренний офшор». Выход из положения виделся вполне традиционный: усилить контроль за обязательствами инвесторов.
       Следить за соблюдением интересов государства при подготовке и реализации соглашений о разделе продукции должны были государственные же компании. Специальным распоряжением правительства Российской Федерации от 30 августа 2001 года такими уполномоченными организациями были назначены «Зарубежнефть» и «Роснефть». Финансировать их планировалось в соответствии с дополнительными соглашениями к договору, в которых должны быть оговорены техническое задание и его конкретная цена. При этом деньги, по идее, перечислялись на основании актов сдачи-приемки работ: «доверяй, но проверяй» по-министерски.
       Правда, совместной работы не получилось. Генеральный договор «О проведении работ и оказании услуг в сфере подготовки и реализации соглашений о разделе продукции в отношении участков недр и месторождений углеводородного сырья» Минэкономразвития России подписало только с «Роснефтью». Государственное унитарное предприятие «РВО «Зарубежнефть» не устроил объем полномочий, а также право министерства контролировать заключение договоров на выполнение работ с субподрядчиками. Правда, смету предполагаемых затрат компания все-таки представила.
       Зато у «Роснефти» никаких возражений по поводу собственных полномочий не возникло. Нефтяники, не дожидаясь одобрения закона о СРП, быстренько составили смету и представили ее к оплате. Подсчитав, во сколько обойдется стране одна только зарплата государственных специалистов по разделу национальных ресурсов, контролеры из Министерства экономического развития и торговли пришли в замешательство. Судя по проставленным в смете цифрам, нефтяники попросту решили подзаработать, причем сделали это самым беспардонным образом.
       Результатом тщательного изучения заявленных нефтяниками потребностей и государственных возможностей стал протокол заседания комиссии правительства РФ по вопросу СРП от 11 июня 2002 года «О порядке финансирования уполномоченных организаций». В редакцию «Новой газеты» он попал в виде документа из аппарата правительства, занявшего восемь страниц официального бланка первого заместителя министра Минэкономразвития.

       Счет, пожалуйста
       Вначале министерских чиновников смутила сущая мелочь: данные в сметах расходов были представлены в общем виде — без расшифровок статей и методики расчета затрат. Дотошные клерки Минэкономразвития просто не могли понять, какой объем и каких именно работ планирует выполнить за наступающий 2003 год уполномоченная «Роснефть».
       Смету завернули назад — для детализации. А заодно руководители Минэкономразвития составили официальный запрос в Министерство финансов с просьбой «высказать мнение о целесообразности финансирования деятельности уполномоченных организаций за счет средств федерального бюджета на основании представленных смет затрат…»
       Расшифровку сметы по работе с еще нерожденными СРП уполномоченные компании представили через неделю. Судя по зарплатной ведомости, сотрудники вновь учрежденных департаментов «Роснефти» и «Зарубежнефти» должны были получать гораздо больше своих коллег из госведомств. К примеру, штат департамента СРП «Роснефти» состоит из двадцати работников, суммарная зарплата которых должна составить 26 615,4 тысячи рублей (782,8 тысячи долларов США) в год. А если учесть еще и единый социальный налог, то расходы государственного бюджета на содержание бригады штатных специалистов по разделу продукции должен был перевалить за миллион «зеленых».
       По мнению министерских спецов, это многовато. Так, жалованье сотрудников департамента по подготовке и реализации СРП Минэкономразвития составляет всего 951,48 тысячи рублей (27,985 тысячи долларов США) в год.
       В протоколе заседания правительственной комиссии значится, что «анализ графика работ на 2003 год, предоставленного ОАО «НК «Роснефть», показывает, что большая часть функций, выполняемых уполномоченной организацией, дублирует задачи подразделений федеральных министерств, занимающихся вопросами СРП, или состоит в передаче объемов работ субподрядным организациям (согласно сметной оценке ОАО «НК «Роснефть» это составляет около 60%)».
       
       «Соцпакет» для контролера
       Кроме заработной платы, смета учитывала командировочные и расходы на подготовку новых специалистов департамента СРП. Так, за год на командировки бухгалтеры «Роснефти» предполагали потратить 1308 тысяч рублей (38,5 тысячи долларов). Конечно, пятьсот рублей суточных в России и 150 долларов за границей — не бог весть что, но установленную норму эти суммы превышают в несколько раз. Да еще 130 тысяч рублей (3,8 тысячи долларов) в год «на ведение переговоров».
       На аренду помещений, земли, средств связи и вычислительной техники нефтяники планировали потратить за год сущую мелочь — 3452,5 тысячи рублей (101,8 тысячи долларов США). Правда, расшифровали они при этом только часть расходов, поэтому, как гласит все тот же протокол комиссии по вопросам СРП, «не представляется возможным оценить необходимость и обоснованность затрат по данной статье. Тем не менее включение указанных затрат в смету на 2003 год предполагает финансирование данных расходов независимо от того, будут ли заключены с компанией договора на выполнение конкретных работ или нет…».
       Расходовать на транспорт предполагалось гораздо больше — 1744,6 тысячи рублей в год. Цитируем протокол комиссии: «Стоимость одного автомобиля составляет 3318 тысяч рублей (97,6 тысячи долларов США), что соответствует стоимости автомобилей представительского класса, таких, как Мегсеdеs Веnz S-класса и ВМW 745, или 21 автомобиля ГАЗ-3110 «Волга». Сумма затрат только на страхование автомобилей составляет 457,9 тысячи рублей (около 13,5 тысячи долларов США) в год, что соответствует стоимости трех автомобилей ГАЗ-3110 «Волга». При этом в сумму затрат на аренду автомобилей включены расходы на заработную плату водителей в размере 813,6 тысячи рублей (23,9 тысячи долларов США) в год, или около 2 тысяч долларов в месяц. Материалы, представленные ОАО «НК «Роснефть», не позволяют оценить целесообразность столь высоких затрат на эксплуатацию транспортных средств…»
       Остальные расходы можно было прописать в графе «Прочее»: приобретение и поддержание семи информационных баз данных в сумме 8720 тысяч рублей (256,5 тысячи долларов США) в год, затраты на подписку и профессиональную литературу в 260 тысяч рублей и, самое интересное, расходы на рекламу в сумме 80 тысяч рублей. Как с немалой долей иронии замечает по этому поводу автор официального документа, «при этом не представлены пояснения, какие именно производимые или реализуемые товары (работы, услуги) компания намерена рекламировать в 2003 году».
       
       Под расчет
       Вывод правительственной комиссии достаточно категоричен: «Учитывая вышеизложенное и в связи с тем, что около 60% работ будут выполнять сторонние организации, а функции уполномоченных компаний определены как вспомогательные по отношению к федеральным органам исполнительной власти, а также в связи с существенными затратами на их осуществление незначительными силами уполномоченных организаций Минэкономразвития России предлагает обсудить следующие варианты:
       1. Возложить часть функций контроля за привлечением сторонних организаций на соответствующие структурные подразделения федеральных органов исполнительной власти (Минэкономразвития России, Минфин России).
       <…> 3. Организовать формирование структур департаментов СРП уполномоченных организаций в соответствии с общепризнанной практикой осуществления управления сложными проектами. Суть этого подхода состоит в найме на постоянной основе немногочисленной группы сотрудников, управляющих проектами (3—8 человек)…».
       Доведется ли теперь сотрудникам департамента СРП «Роснефти» прокатиться на оплаченном за счет госбюджета «Мерседесе» и получить бандероль с выписанной из-за океана справочной литературой, неизвестно. Судя по всему, финансирование специалистов по разделу продукции будет урезано независимо от судьбы скандального закона. Не первый раз государство правит явно завышенные сметы собственных предприятий. Остается только порадоваться за российских налогоплательщиков, чьи деньги сэкономила строгая комиссия. Правда, финансирование контроля за соглашениями со стороны «Роснефти» — вопрос сравнительно недорогой. Особенно по сравнению с возможными потерями государственного бюджета от повсеместного внедрения самих СРП.
       


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera