Сюжеты

ОТЕЛЛО В ФИТНЕС-КЛУБЕ

Этот материал вышел в № 13 от 20 Февраля 2003 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

У. Шекспир. «Отелло». Спектакль Александра Зельдовича и группы АЕС. Продюсеры Эдуард Бояков и Алексей Боков. На сцене Центра имени Мейерхольда Александр Зельдович, автор «Москвы», культового российского фильма новейшего времени, поставил...


У. Шекспир. «Отелло». Спектакль Александра Зельдовича и группы АЕС. Продюсеры Эдуард Бояков и Алексей Боков. На сцене Центра имени Мейерхольда
       


       Александр Зельдович, автор «Москвы», культового российского фильма новейшего времени, поставил спектакль «Отелло» с участием известных актеров и деятелей современного искусства, группы АЕС (Татьяна Арзамасова, Лев Евзович, Евгений Святский). Новость мгновенно облетела театральную и артМоскву; пришли очень многие. Парадоксального откровения, построенного на общеизвестном материале, никто не исключал. Но главной заслугой театрального дебюта известного кинорежиссера стала смычка театра с современным искусством.
       Текст Шекспира жестко переписали на современный лад, превратив его в диалоги современных скучающих буржуа; нечеловеческие свои страсти они передают обесцвеченными голосами «переклубившихся», заотдыхавшихся людей. Двигаться им лень; в лучшем случае перейдут с места на место, чтобы дочитать текст. Героев четверо – Отелло (Григорий Сиятвинда), Дездемона (Елена Морозова), Яго (Александр Ануров), Эмилия (Вера Воронкова).
       Их отношения помещены в современный контекст: афроамериканец делает успешную карьеру в Европе, мешает карьере Яго, спит с его женой, удачлив и невнимателен. Дездемона рядом с Отелло, оказывается, растит свой женский рейтинг: вышла замуж за человека, стремительно делающего карьеру. Эмилия – слуга всех господ: и мужа, и Отелло, и своей хозяйки Дездемоны. Очевидные симпатии режиссера на стороне Яго: тот недоволен общим устройством мира и оттого психически нездоров. Возможно, все происходящее в пьесе, — бред его горячечной фантазии.
       Любовный четырехугольник воплощен в театральной декорации: по сцене двигается металлический параллелепипед, задрапированный огромной белой тряпкой. На тряпку проецируется видеоизображение бегущего по спортивной дорожке афроамериканца (фитнес-клуб «Атлантис», подсказывает программка).
       Видео — не только самый концептуальный, но и самый удачный компонент спектакля: трансляцию бега на месте можно нагружать любыми смыслами и тем самым совершать самостоятельную работу по оживлению действа, нарушенного безжизненными голосами героев и скупыми растерянными жестами.
       Много культурных, классовых и политических ссылок: белый платок, вышитый земляничными ягодами, – брошенный впопыхах Дездемоной, он отсылает к битловской и бергмановской земляничной поляне; одежда от «Боско», афроамериканец в современной Европе. На сцене почему-то все это превратилось в ловушки, в которых спектакль запутался, как в наброшенной на параллелепипед белой тряпке. Попытка внедрить на современную сцену contemporary art удалась, смыслы с бегущего негра считывались вдоль и поперек. В конце концов просто захотелось в спортзал.
       Но сам спектакль остался интересным только на уровне идеи. С чем мы дебютанта и поздравляем.
       
       Ул. Новослободская, д. 21; ст. м. «Менделеевская»
       Справки и заказ билетов по телефону: 363-10-48

       


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera