СюжетыОбщество

ХОДОКИ У ПУТИНА

Этот материал вышел в номере № 14 от 24 Февраля 2003 г.
Читать
На прошлой неделе президент встречался с нашим купечеством Встреча была организована в большой спешке, потому что хитрый аппарат РСПП (Российский союз промышленников и предпринимателей) оповестил о ней не все купечество, а только...

На прошлой неделе президент встречался с нашим купечеством

В

стреча была организована в большой спешке, потому что хитрый аппарат РСПП (Российский союз промышленников и предпринимателей) оповестил о ней не все купечество, а только избранных.

Поэтому некоторые представители купечества получили извещение о встрече лишь тогда, когда им в приемную позвонили из Кремля с вопросом: «А на вечер вам пропуск заказывать?».

И были вынуждены срочно возвращаться из Ницц и Парижев...

О

т купечества должны были выступать три докладчика — Александр Мамут из «Тройки-Диалога», Михаил Фридман из «Альфы» и хозяин «ЮКОСа» Михаил Ходорковский.

Но Мамут в последний момент заболел от греха подальше, и, когда Мамут заболел, Фридман передумал. А Ходорковский взял и выступил. И вместо того чтобы сказать президенту что-то хорошее, сказал, что чиновники берут взятки. «В институт Губкина конкурс — 2 человека на место, хотя стартовая зарплата после окончания института — 500 долл., а в Налоговую академию — 5 человек на место, хотя стартовая зарплата — 150 долл.», — проиллюстрировал свою мысль глава «ЮКОСа».

Но президент не возмутился предположению, что его чиновники берут взятки. Он просто сказал, что, мол, у некоторых олигархов вроде «ЮКОСа» есть проблемы с налогами, оттого и конкурс в академию большой.

Мол, говорило сито иголке: у тебя на спине дырка.

Надобно сказать, что в «ЮКОСе» раньше действительно плохо помнили, что это за зверь такой, налоги, и с рогами он или с хвостом. Но в прошлом году «ЮКОС» заплатил 4 млрд долл. налогов при добыче 70 млн тонн и за это построил самую прозрачную и дорогостоящую компанию. И как только «ЮКОС» стал самой дорогой компанией в стране, Михаил Ходорковский счел возможным говорить в лицо президенту нелицеприятные вещи.

Поэтому олигарх не успокоился насчет взяток и сказал президенту, что сделка по покупке государственной компанией «Роснефть» компании «Северная нефть» была, по его мнению, не очень прозрачной. Ходорковский согласен с теми аналитиками, которые считают, что любая частная компания вряд ли приобрела бы «Северную нефть» за цену свыше 300—350 млн долл. И поэтому возникли слухи, что разница между 300 и 600 млн долл. (суммой сделки) пойдет на финансирование предвыборной кампании президента и некоторым кремлевским чиновникам, помогавшим сделке.

Президент дал поручение Герману Грефу, председателю совета директоров «Роснефти», разобраться в происшедшем.

Но все же президент, видимо, почувствовал, что крен в сторону просвещенного купечества недопустим. И объяснил Михаилу Ходорковскому, что «Роснефти» надо пополнять запасы. Потому что вот у компании «ЮКОС» большие запасы, а у «Роснефти» их мало. И можно бы разобраться, откуда взялись запасы «ЮКОСа».

Все это было не очень логично, потому что, например, разве Ходорковский виноват, что «Роснефть» продала свои запасы в «Сахалине-1»? Это даже не он их купил по такой замечательной цене. Зато президент намекнул просвещенному купечеству, что оно само еще недавно ело мясо руками и что иногда это мясо было человеческое. Но просвещенное купечество не поняло намека и продолжало настаивать.

— Когда-то начинали, а когда-то пора и заканчивать, — сказал Михаил Ходорковский насчет мяса. И многим показалось, что чисто по-человечески президенту эта фраза была неприятна. Ведь понятно, что Михаилу Ходорковскому, когда он, отпихивая других зубами и когтями, взобрался на самую верхушку, выгодно запретить зубы и когти. А как же люди вокруг президента? Они, с одной стороны, голодные, а с другой — преданные президенту. И несправедливо будет запрещать им зубы и когти.

После того как президент одернул Ходорковского, многие обрадовались, а глава «Роснефти» Богданчиков заговорил о разделе продукции. Тут надо сказать, что соглашение о разделе продукции — это не форма добычи нефти. Это форма воровства. Потому что соглашение о разделе продукции в существующем ныне виде позволяет иностранным компаниям добывать нефть, уплачивая по 2 долл. с тонны. И очень хочется думать, что позиция «Роснефти» по вопросу о разделе продукции связана не с тем, что нефть, добытую в счет этих двух долл., продает именно «Роснефть».

И поэтому «Сибнефть» или «ЮКОС», который платит свыше 60 долл. с тонны, — против раздела продукции. Ведь такая политика, будь она осуществлена, ставит крест и на сделках, подобных сделке между ТНК и BP, и на росте капитализации российских компаний. Никто не будет разговаривать с русскими частными компаниями, если рядом стоит чиновник, готовый продать родину за баррель бананов.

И вот глава «Роснефти» Богданчиков заговорил о разделе продукции и гневно обрушился на олигархов, которые в этом вопросе идут против государственной линии.

Но тут вдруг поднимает голову премьер Касьянов.

— Какой государственной линии? — говорит премьер. — Мы во вторник определились с государственной линией. И мы в целом против раздела продукции.

Президент посмотрел на Богданчикова и тоже хотел что-то сказать. И перед тем, как сказать, он смущенно спросил главу «Роснефти»: «Простите, я забыл, как вас зовут». И многим эта фраза показалась самой важной из сказанных Богданчикову президентом.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow