СюжетыОбщество

43% ПЫШНОСТИ И 64% РАЗГЛАЖЕННОСТИ

Этот материал вышел в номере № 14 от 24 Февраля 2003 г.
Читать
Кому хорошо лежать на газоне Конец февраля, мужские критические дни. Поэтому по телевизору вовсю рекламируют мужчин. Один, совершенно голый, бегает по комнате, пользуется туалетной водой такой-то. Другой, довольно голый, вылезает из душа и...

Кому хорошо лежать на газоне

К

онец февраля, мужские критические дни. Поэтому по телевизору вовсю рекламируют мужчин. Один, совершенно голый, бегает по комнате, пользуется туалетной водой такой-то. Другой, довольно голый, вылезает из душа и немедленно пользуется туалетной водой сякой-то. Третий льет себе на грудь дезодорант (почему? почему они все начинают потеть с груди?), потом нюхает подмышку и блаженно улыбается.

Мужественные, неодетые, счастливые. На кого рассчитана эта реклама? На мужчин? Странно: разве сильный пол должен возбуждаться, увидев на экране голого мужика, и немедленно бежать в магазин за туалетной водой? Нет, реклама рассчитана на женщин? Они, видимо, должны понять, что им светит пообщаться с голым мужиком лишь в том случае, если они купят для него эту туалетную воду? Тоже получается крайне уныло.

А все потому, что зрители по-прежнему пользуются обычной земной логикой. А у производителей рекламы логика совершенно другого цвета.

За моей знакомой однажды увязался на улице пьяный: «Ну дай денег, а я тебе за это книжку дам! Вот, ты же умная, да, а у меня книга есть умная! «Логика» называется! Зеленая!».

Зеленая логика — это именно то, чем пользуются рекламные жители, поливая дезодорантом грудь. Грудь красивая, а подмышка — не очень. Логично? Вполне. А еще на груди есть мускулы, и их можно красиво напрячь перед камерой. После того как герой ролика мужественно облил грудь дезодорантом, он имеет право привычно нюхать подмышку, радуясь привычному запаху. И, с точки зрения рекламного жителя, все продолжает быть абсолютно логичным. А там постепенно и точка зрения зрителя сдвигается куда-то в сторону зеленой логики, логики полного несоответствия процесса и результата. Той самой, в которой крокодилы созданы, чтобы лежать на газоне. Именно приверженцы этой логики всерьез спрашивают, почему памятник Гоголю, когда «Муму» написал Тургенев. Но это только первый этап озеленения. Второй наступает, когда интересуются, почему памятник Гоголю, когда в «Пушкинском» сейчас идет Спилберг.

Зеленая логика — основа зеленых и плоских наук. Еще бывает зеленая математика. Это когда на экране появляется женщина и объясняет нам, что ее морщины за восемь дней разгладились на 64%. Особо зелеными кажутся вот эти четыре процента. Как они считали? Брали морщину, измеряли ее глубину, мазали кремом, измеряли то, что вырастало на месте этой морщины через восемь дней, и вычисляли проценты?

Хорошо, а 43% пышности волос они как измеряли? А «в четыре раза» гладкости? А «на 50%» потливости? Там, правда, рядом с этими цифрами иногда мелькает звездочка, и внизу мелкими буквами что-то такое проносится почти мгновенно. Мне удалось разглядеть, что в одной из этих реклам сноска начинается со слова «шампунь». Наверное, производители честно пытаются сказать что-нибудь вроде: шампунь тут, дорогие зрители, вообще ни при чем, мы просто три недели не давали этой актрисе мыться, а потом вот вымыли ей голову — и смотрите-ка, волосы на 43% пышнее! Но все это очень мелкими буквами и очень быстро. В «зелености» главное — не дать зрителю сообразить, что тут что-то не так.

Бывает еще зеленая геометрия («Параллельные прямые не пересекаются, доказано Эвклидом», который ничего такого никогда не доказывал, потому что это аксиома, а аксиомы доказательств не требуют), зеленая анатомия («Привет, мозг!»), ядовито-зеленая компьютерная грамотность (это когда девочка, чтобы объяснить подруге, что йогурт полезен, открывает файл с изображением упаковки йогурта). Не будем говорить про зеленую экономику и шутить по поводу цвета денег — тут и так все понятно.

Один из последних примеров «зелени» — очередной ролик про тарифы и связь. Тот, где мужчины в галстуках бегут по бескрайним просторам вокруг длинной черной машины, а где-то на заднем плане на фоне недостроенных высоток кружит вертолет. Это они к тому бегут и кружатся, что каждый уважающий себя бизнесмен должен соответствовать уровню и пользоваться только рекламируемым тарифом — не то «Элитарным», не то «Олигархическим», не то «ВИП».

Ролик, говорят, снимал специалист в области зеленой логики — Юрий Грымов. Получилось очень мило: отвращение возникает с первых кадров, а к концу ролика хочется немедленно сменить своего оператора связи на что угодно, кроме того, который там рекламируется. Жить в недостроенной стране, где людей нет, а есть только охранники, в стране, над которой летают вертолеты и по которой ездит непонятно кто в длинных машинах за черными стеклами, — не хочется, а пользоваться любыми услугами, которые такая страна может предоставить, — тем более.

Зато ролик запоминается, и некоторые ВИПы уже всерьез задумались: а мы что, хуже этих, из телевизора, в натуре? Так что если увидите на дороге машину, вокруг которой бегут шестеро охранников, — не думайте, что боссу не хватило денег на автомобиль сопровождения. Это просто зеленая логика выбегает в массы.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow