Сюжеты

ПРЕЗИДЕНТ УЗНАЛ, ЧТО СИЛОВИКИ ВОРУЮТ ДЕНЬГИ, ПРЕДНАЗНАЧЕННЫЕ ДЛЯ ЕГО ВЫБОРОВ?

Этот материал вышел в № 18 от 13 Марта 2003 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

То, что президент Путин во вторник сделал с силовиками, упразднив Федеральную службу налоговой полиции (ФСНП) и Федеральную службу правительственной связи и информации (ФАПСИ), а также перетасовав силовых начальников-генералов, стало...


       
       То, что президент Путин во вторник сделал с силовиками, упразднив Федеральную службу налоговой полиции (ФСНП) и Федеральную службу правительственной связи и информации (ФАПСИ), а также перетасовав силовых начальников-генералов, стало полной неожиданностью для них самих, не говоря уже обо всем остальном обществе. Прием, безусловно, сильный и резкий. И намерения как будто самые благие, но почему случилось это только сейчас, без законодательной подготовки и общественного обсуждения, чем все это вызвано и чем обернется в суровой реальности?
       Ситуацию комментируют наши эксперты — недавний полковник ФСНП (1) и представитель крупной бизнес-структуры (2)
       
       1. Сейчас все мы выведены за штат и находимся в полном недоумении. Никто не знал о том, что такое случится, и в этой связи у меня и моих коллег возникает масса вопросов.
       Большое количество уголовно-процессуальных действий в экономической сфере были замкнуты на налоговой полиции. Это закреплено в Уголовно-процессуальном кодексе (УПК) и ряде других основополагающих документов. Ни одна другая служба по нынешним законам не имеет права брать на себя наши функции. Значит ли это, что в течение как минимум этого года (пока будут менять законодательство) огромная часть экономических преступлений окажется бесхозной, повиснет в воздухе? И кто получит от этого прибыль?
       Многие дела, которые были начаты налоговой полицией, не получат своего продолжения. Все прекрасно знают, что происходит с таким компроматом при упразднении структуры. Официально его списывают. Неофициально попросту продают. Каким образом наладят процесс передачи-приемки дел ФСНП и кто будет его контролировать?
       Совсем недавно страна с трудом приняла новый УПК, что стоило немалых усилий и средств. Теперь придется многое менять, многое начинать сначала. При нынешнем количестве и качестве лоббистов, заинтересованных в законодательных изменениях на благо своих финансовых и политических групп, не станет ли это настоящим подарком для тех, кто мечтает о новом переделе властных ресурсов? Вы же знаете о том, как можно переписать законы…
       Что греха таить, негласным образом структуры ФСНП и Управления по борьбе с экономическими преступлениями (УБЭП) МВД РФ составляли некий «баланс крыш». Теперь этот «баланс» нарушен, особенно если учитывать то, что наши полномочия перешли к убэповцам.
       У этих изменений есть, конечно, и плюсы. Нас одобрил Запад, поскольку, по крайней мере для внешнего наблюдателя, модель выглядит прогрессивной и соответствует цивилизованным стандартам. У нас сократилось количество крыш. Наконец, из системы на почетные, но формальные должности, не имеющие под собой существенного ресурса, были вытеснены генералы, которые теперь волей-неволей утратят свои теневые, неофициальные возможности. Может быть, это послужит определенному оздоровлению системы.
       2. Есть любопытная версия, почему произошли столь внезапные изменения в силовом блоке. Что послужило толчком для решительных преобразований? Дело в том, что силовики, собирая «дань» с крупных и очень крупных бизнесменов, имели обыкновение многозначительно кивать на президентский портрет и обосновывать свои немыслимые в последнее время аппетиты сбором средств на выборы главы государства. При такой мотивации мало кто смел им отказать, но их сгубили масштабы «предвыборной» работы. Всем стало заметно, что средства они собирают очень серьезные, а отдают мало...
       Похоже, и до президента дошло, что с такими посредниками выборы могут обанкротиться. Вот и произошла внезапная, импульсивная перетряска. Косвенно эту версию подтверждает и то простое обстоятельство, что, будь она действительно направлена на благо народное, для нее подготовили бы законодательную базу, создали бы некую идеологическую основу и в общественном сознании, как это всегда делали при принятии крупных решений. А тут — сплошные эмоции, которые неизвестно во что выльются.
       
ПОДВЕДЕМ НЕБОЛЬШОЙ ИТОГ —
ПЛЮСЫ И МИНУСЫ РЕОРГАНИЗАЦИИ СИЛОВОГО БЛОКА

       МИНУСЫ:
       1. В ФСНП началась торговля делами.
       2. Придется менять УПК и целый пакет законов (в какую сторону изменят при нынешнем лоббизме и желании получить законодательные преимущества для того или иного передела?).
       3. Большое количество уголовно-процессуальных действий экономического порядка было замкнуто на ФСНП, как минимум в течение года не будет известно, кто будет заниматься этими делами.
       4. Возник дисбаланс крыш (милицейской и налоговой), нет «конкуренции».
       5. Тайность происшедшего означает одно — президент никому не доверяет, кроме ближайшего окружения. Это в свою очередь свидетельствует о том, что риск противодействия реформам со стороны силовиков реален и признается самим президентом.
       ПЛЮСЫ:
       1. Сокращение количества крыш.
       2. Одобрение Запада, поскольку модель выглядит цивилизованной.
       3. Ослабление теневого влияния некоторых генералов-силовиков.
       4. У нас могут хранить секреты.
       


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera