Сюжеты

ПОСАДОЧНАЯ ПОЛОСА

Этот материал вышел в № 19 от 17 Марта 2003 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

О жизни первых лиц «третьей столицы» И вот какая закономерность обнаруживается: чем больше в стране воруют, тем большую силу и упитанность приобретают лакеи и денщики. Как известно, даже лакей господина Хлестакова в губернском городе N был...


О жизни первых лиц «третьей столицы»
       

     
       И вот какая закономерность обнаруживается: чем больше в стране воруют, тем большую силу и упитанность приобретают лакеи и денщики. Как известно, даже лакей господина Хлестакова в губернском городе N был человеком значительным, поскольку знал Самого. А Сам знал тех, кто самее.
       В последние лет десять эти исконно российские традиции вновь стали актуальны, и обслуга тех, кого кормит электорат, превратилась чуть ли не в VIP-персон. Попробуй останови машину с триколором, даже если в ней нет никого, кроме водителя... Попробуй проведи ревизию элитного санатория на предмет покражи наволочек — местная кастелянша, знакомая с заезжим министром, тут же покажет вам кузькину мать во всех ее проявлениях. Под сенью большой власти и больших денег совершенно спокойно можно делать свои маленькие деньги, не опасаясь возмездия...
       
       И если уж в губернском городе подобные правила стали законом, о столицах не приходится и говорить. Мы, конечно, привыкли, что столиц у нас две — настоящая и Северная. Но в силу наступившего века лакеев у нас появилась и третья столица — южная. И непонятно, какая из них будет покруче, поскольку столица южная — Сочи — призвана ублажать и потакать в самых сокровенных желаниях. И Самому, и тем, кто под Самим ходит.
       Только есть одна конструктивная особенность. У Москвы ворот несколько («Шереметьево», «Внуково», «Домодедово» etc.), а в Сочи — одни. Называются Государственное унитарное предприятие (ГУП) «Аэропорт Сочи». По коврикам его VIP-зала проходят ВСЕ. А смотритель этого заведения — г-н Обухов, соответственно, ВСЕХ знает, ВСЕХ встречает.
       Он — первое лицо, кого уставшие от непосильных трудов чиновники и депутаты видят, спускаясь по трапу на благодатную землю. И Владимир Васильевич своим первым лицом в грязь, которой полно — выйди только из VIP-зала, не ударяет. Тут уставшему мэтру и пиво, и другие крепкие напитки, и обширная развлекательная программа. И главное — не накладно. За радушие госбюджет уже заплатил 130 миллионов рублей.
       Неудивительно, что первая обслуга на деревне вскоре превратилась в первое лицо третьей столицы (неофициально, разумеется).
       Конечно, многие авианачальники пытаются подтащить к высокому трапу рюмку с запотевшей водкой. Хлеб-соль, так сказать. В надежде, что хлебушком поделятся: на ремонт разваливающейся техники, на квартиры для бездомных летчиков. Только в другие города реже приезжают, и не в таком благодатном расположении духа. Да и к тому же вопросы технической оснащенности и беды трудового коллектива не очень беспокоят директора ГУП «Аэропорт Сочи» — он конвертировал знакомство с сильными мира сего в более твердую валюту.
       Тем временем хозяйство аэропорта, от состояния которого напрямую зависят жизни сотен тысяч людей, спешащих на курорт и обратно, планомерно разваливается.
       В 1999 — 2003 годах из федерального бюджета аэропорту выделили 3,5 млн долларов на реконструкцию и модернизацию материально-технической базы, в том числе на замену радиолокационного и сигнального оборудования, а также — парка топливных заправщиков. Странно, но «железо» осталось в аварийном состоянии. Диспетчеры летом падают в обморок прямо на рабочем месте — их застекленные вышки до сих пор не оснащены кондиционерами и превращаются под южным солнцем в «скороварки».
       Только почему-то, согласно распоряжению Обухова, осенью 2002 года ГУП приобрел для представительских нужд еще две легковые машины БМВ пятой серии общей стоимостью более трех миллионов рублей.
       С ремонтом и строительством тоже как-то не сложилось. Сметы почему-то оказываются завышенными. Например, даже ремонт в дорогом сердцу директора VIP-зале, без которого могущество Обухова стремилось бы к нулю, обошелся аэропорту в 300 долларов за квадратный метр. Но странно: там ничего существенного не добавилось — что-то подкрасили и на стенах где-то что-то нарисовали.
       Странности на этом не заканчиваются. Все подобные работы в аэропорту проводит обычно некое ООО «Авиастройсервис», гендиректором которого является гражданин Гусляков, а учредителем — гражданка Обухова Валентина Евлампиевна. Жена.
       Только в период с 1999-го по 2002 год на строительные и ремонтные работы ГУП перечислил этой и другим подобным конторам около 94 миллионов рублей, для чего на 30 млн были взяты кредиты под залог имущества. А именно: под залог светосигнального, радиолокационного оборудования и взлетной полосы.
       На секундочку: все это добро, от которого зависят жизни людей, — собственность не ГУПа «Аэропорт Сочи», а федеральной казны. ГУП — лишь арендатор. Но в 2000 году, например, на выплату процентов по этим кредитам было истрачено 6 млн рублей, в 2001-м — 4 млн 900 тысяч.
       
       Проигранный аэропорт
       Причастность к сильным и денежным мира сего заставляет человека им уподобляться. А как иначе? Ведь просыпаешься ночью и думаешь: «Во, блин, сегодня я встречаю имярек». И тут же ставишь любимую кассету с песней «Я крутой». А у крутых — свои правила общежития.
       Владимир Васильевич Обухов оказался человеком азартным. А кто ему слово поперек скажет, если он с имярек вчера водку пил? И в сочинских казино поэтому к г-ну Обухову относятся с редкостным почтением. Еще бы — до полумиллиона у.е. за один присест.
       Но в последнее время, согласно бухгалтерским документам, местные развлечения г-ну Обухову наскучили — потянуло в главную столицу. Так и ездит в командировки и исправно получает для четырехдневной поездки около двух тысяч долларов.
       Финансовый азарт способен творить с людьми чудеса, вот и решил человек у трапа превратиться в городского голову. В 2000 году Владимир Васильевич стал баллотироваться на пост мэра Сочи. До предпринимателей довели простую мысль: надо бы помочь. Помогли, а потом наблюдали с изумлением, как предвыборный фонд был поставлен на кон, а г-н Обухов пришел к выборам с четырьмя с половиной процентами голосов.
       Действительно, зачем идти в политику, когда на вверенном ему объекте все есть — даже нефть. Еще в самом начале своей руководящей деятельности Обухов перечислил в качестве предоплаты за горючее 7 млн 250 тысяч рублей фирме «Мезас». Топливо в аэропорту почему-то не появилось, как и сама фирма, канувшая в Лету.
       Ход удачный. И в 2001 году Обухов передает за символическую плату в аренду на 10 лет фирме ООО «Авиапит Сочи» цех бортового питания, который ежегодно приносил доход до шести миллионов рублей. Названной фирмой, по счастливому стечению обстоятельств, руководит бывший директор по экономике ГУПа «Аэропорт Сочи» гражданка Крудова. Она сменила профессию, но не начальника.
       «Закусив» бортовым питанием и «раздобрев» на керосине, темные силы, мешающие развиваться государственному унитарному предприятию, подобрались к земельному участку. Просто дьявольщина какая-то: за последние пять лет земля, переданная аэропорту, сократилась ровно вполовину. 50 процентов оказалось у арендаторов, с которыми ГУП заключил договоры за какие-то несерьезные деньги. Но VIP-зал к этим площадям, разумеется, не относится.
       Зато относится почему-то вертодром, на котором базируются вертолеты МЧС и армии. Теперь все это принадлежит ООО «Айсберг», которым в лице вышеупомянутого г-на Гуслякова руководят вполне очевидные лица. И поскольку документы, устанавливающие право ГУПа на землю, до сих пор не оформлены, перспектива возвращения всего отданного — сомнительна. А ведь тот же вертодром принадлежит вовсе не Владимиру Васильевичу, а Минимущества. Думается, что после этой статьи в этом почтенном ведомстве, у которого только что увели стратегический объект, должны провести минимум пять совещаний.
       Если, конечно, чиновники этого заведения не знакомы с Владимиром Васильевичем. Ведь каждый из нас когда-нибудь да отдыхал в Сочи…
       И уж если все сопутствующее хозяйство удалось каким-то образом пристроить, то как быть с самым главным — самим аэропортом. Это ж сколько народищу сюда летает — и бесплатно! В смысле без особой выгоды для ГУПа…
       Решено: теперь все авиакомпании, желающие приземляться в Сочи, должны договариваться с хозяином аэропорта. Известно, что десять билетов в месяц с каждого рейса в пользу Обухова способны решить проблемы. Беда лишь в том, что далеко не все компании согласны работать на условиях пещерного капитализма.
       Тем более что приземляться в Сочи как-то боязно. О дряхлости радиолокационной и сигнальной систем мы уже рассказали; о диспетчерах, падающих в обморок, — тоже. Подведомственная ГУПу площадь заставлена ларьками и захламлена машинами так, что запрятать какое-нибудь взрывное устройство — раз плюнуть. Но необязательно даже теракт устраивать.
       Недавно вообще чуть не взорвался самолет президента России — рядом загорелся старый неисправный топливный заправщик. Водитель, рискуя жизнью, вырвал полыхающий шланг и отогнал машину от самого главного самолета России. За что получил премию.
       
       Второй срок под водочку
       В конце минувшего года г-н Обухов написал в Минтранс, что желает продлить срок своего контракта с государством, который истекает в апреле 2003-го. Чудно…
       Ведь ровно год назад гендиректор аэропорта «третьей столицы», обеспечивающий полеты всех высших должностных лиц государства, не смог пройти обязательную государственную аттестацию. С той поры и по сей день шлет Минтранс в Сочи распоряжения, вызывая Обухова в Москву. Но болеет Владимир Васильевич либо в командировки срочные уезжает… А чтобы все-таки контракт продлили, во все мыслимые и немыслимые инстанции — от министров Франка и Газизуллина и полпреда Казанцева до мэра Сочи Мостового — ушло письмо трудового коллектива за 916-ю подписями. Понятное дело: о том, какой замечательный в сочинском аэропорту директор.
       Откуда столько подписей — не ясно, ведь в холодное время года из тысячи сотрудников — половина в отпуске и на заработках… А потом… Не любят Обухова в коллективе, особенно после того, как многие опытные специалисты были уволены, а вместо них появились длинноногие барышни.
       Частый гость в Сочи — полпред президента Казанцев. Как приедет, так местный народ шепчется: «Точно — снимет Обухова». Ан нет. Несмотря на хвори и командировки, аккурат к визиту г-на Казанцева Владимир Васильевич оказывается у трапа. Подносит, потом угощает в VIP-зале, потом — машет ручкой вслед. А между делом рассказывает о наветах, которые допускают в его адрес правоохранительные органы, — мол, воруют в аэропорту. И хмурится лицо полпреда. И жена его позирует в глянцевом журнале в интерьерах роскошного особняка… И вспоминают тогда «клеветники», что Казанцев — самый полпред из всех полпредов. И вопросов не возникает: почему все рапорты оказываются у него на столе, вернее, под сукном.
       А ежели редкий рапорт и прорвется в Москву — так к земляку Устинову. Тот тоже часто заезжает на родину погостить. И, конечно же, знает суетливого и расторопного Владимира Васильевича. Хотя иногда уже и морщится…
       А вроде бы чего морщиться? Ведь документы позволяют и комиссию отправить… Да и министру Газизуллину организовать какую-нибудь комиссию на предмет проверки законности использования госсобственности ГУП «Аэропорт Сочи». Министр транспорта г-н Франк может, в свою очередь, провести конкурс на замещение должности гендиректора ГУПа, тем более что сам министр признал важность этого аэропорта, направив в декабре 2002 года в Минимущества предложения, согласно которым рекомендовано внести ГУП в список стратегически важных для страны объектов, не подлежащих приватизации.
       Но, видимо, чиновники знают, что пивко и водочку к трапу самолета в Сочи подносят и людям поважнее, нежели федеральные министры. А вдруг кто осерчает?..
       Только как бы за ненавязчивый сервис не пришлось расплачиваться человеческими жизнями.
       

      
       P.S. Несмотря на то что собкор «Новой газеты» по городу Сочи Сергей Золовкин уже второй год вынужден жить за пределами России после неудачного выстрела киллера, мы продолжаем следить за событиями в этом регионе, который действительно приобретает значение «третьей столицы». Потому и ждем ответа от всех заинтересованных сторон. Напоминая, что самыми заинтересованными в этой ситуации являются не сильные мира сего и их лакеи, а те, кто их содержит, — мы с вами. Ведь каждый из нас хоть раз, но отдыхал на Черноморском побережье Кавказа…
       

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera