Сюжеты

МОЖНО СДЕЛАТЬ СЕБЕ ИМЯ, НЕ ПОРТЯ ИМЯ ДРУГИМ

Этот материал вышел в № 19 от 17 Марта 2003 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

Например — из пластиковых бутылок Знаете ли вы, что самое гениальное изобретение человечества — это пластиковая бутылка? Из нее можно сделать практически все — от обыкновенной вазы до бигудей, от воронки для переливания бензина до сложных,...


Например — из пластиковых бутылок
       

      
       Знаете ли вы, что самое гениальное изобретение человечества — это пластиковая бутылка? Из нее можно сделать практически все — от обыкновенной вазы до бигудей, от воронки для переливания бензина до сложных, многослойных художественных полотен. Из пластиковой бутылки можно сделать почти все, кроме алюминиевой кастрюли, — так считает главный умелец страны, ведущий рубрики «Оч. умелые ручки» Андрей БАХМЕТЬЕВ…
       
       Первое, что я сделал своими руками, была, скорее всего, рогатка. Затем мастерились различные самострелы и прочие воинствующие предметы, которые окружают мальчика. В то время игрушки чаще делались своими руками, нежели покупались в магазине. Но вот что парадоксально: у моего сына несколько ящиков забиты фирменными игрушками, а он самозабвенно играет с какой-то железякой, притащенной с помойки домой, к которой он что-то приделал, доработал, приклепал, примотал. И эта игрушка не на один день и, может быть, даже не на одну неделю. Я это объясняю тем, что в такую игрушку вкладывается часть души в отличие от бездушного штамповочного станка и еще — это единственный экземпляр на свете.
       — Но помимо рогаток вам принадлежат патенты на несколько «серьезных» изобретений?
       — Они назывались тогда «Авторское свидетельство Союза Советских Социалистических Республик». Это произошло в период моей работы в Московском энергетическом институте (МЭИ), мы на кафедре занимались серьезными разработками и научными исследованиями. Там же я преподавал электрические измерения, метрологию, методы аналого-цифрового и цифроаналогового преобразования.
       — Звучит убедительно! Как родился проект «Оч. умелые ручки»?
       — Меня позвал под этот проект Тимур Кизяков. Мы были до этого знакомы достаточно много лет, работали вместе в разных культурно-оздоровительных студенческих лагерях. Он — культоргом, я — художником. А на телевидении был открыт тендер на создание семейно-развлекательной воскресной утренней передачи. «Пока все дома» изначально задумывалась как передача, состоящая из нескольких рубрик. Одна из рубрик была как раз «Оч. умелые ручки». И Тимур, зная, на что я способен, предложил участвовать в этой рубрике.
       Вот уже одиннадцатый год пошел, как я в это дело ввязался.
       — Аудитория «Оч. умелых ручек» — это в первую очередь дети?
       — Я как-то нарисовал график нашей аудитории. Наиболее благодарная часть – дети возраста 6—12 лет, затем ровная площадка, включающая и тех, кто ничего не делает из того, что мы показываем, но с интересом смотрит. Потом два новых всплеска – родители, у которых есть дети возраста 6—12 лет, и, соответственно, бабушки и дедушки, у которых такого возраста внуки. Таким образом, захватываются почти все возрастные группы. Преимущество передачи, и рубрики в частности, в том, что, когда перед телевизором садится семья, родители не опасаются, что им покажут что-то такое, что придется срочно закрывать ребенку глаза рукой или выпроваживать из комнаты. А ребенок не будет напрягаться, что его сейчас либо выгонят из комнаты, либо закроют рукой глаза. Нам предрекали провал и жизнь не больше двух месяцев, потому что у нас не было ни секса, ни насилия, ни политики – тех трех китов, на которых зиждется телевидение сегодня. У нас изначально закладывались доброе отношение к людям и принцип не делать себе имя, портя имя другим. Нам сказали, что это несовременно и ничего не получится.
       — Куда, по-вашему, деваться сегодняшним детям, ведь дворцов пионеров и кружков всяких почти не осталось?
       — Прежде всего смотреть «Оч. умелые ручки» — там плохому не научат. Мне кажется, что ситуация не настолько плачевная. У меня много связано с нынешним Центром развития творчества детей и юношества «Лефортово». Наша «подпольно-секретная лаборатория» так называется потому, что мы под полом – в подвале в секрете снимали у них программы. И там с детьми работают фанатично преданные делу люди, бесплатно или за какие-то очень символические деньги. Не все так черно, как может показаться. Благодаря таким преданным людям традиции сохраняются. А чтобы из детей не получились зомби, надо дозированно допускать детей к интернету. Дома я вообще выдернул шнур из модема и спрятал его. И искренне убежден, что дети должны учиться общаться между собой, глядя друг другу в глаза. А не писать, торопясь, примитивные фразы. В чате можно совершенно безнаказанно обидеть, оскорбить человека. А безнаказанность – это искушение. Интернет в этом смысле очень искушает. Человек чувствует безнаказанность, а потом, когда сталкивается с реальной жизнью, может получить очень больно по голове. Может быть, поэтому судьба меня привела к тому, что все мои нынешние дела тем или иным боком касаются воспитания и образования детей. Я по совместительству еще и арт-директор журнала «Спокойной ночи, малыши!». Также занимаюсь продвижением различных обучающих игр, в частности электронного конструктора «Знаток». Все начинается с образования и воспитания людей. Можно издавать самые замечательные законы, но какой в них смысл, если их никто не выполняет. Для «бригад» закон не писан. Возрождение страны может начаться только с изменения отношения к детям.
       — Сейчас почти все можно купить, наверное, и придумывать что-то новое все сложнее?
       — Даже не знаю. Это опять же Божий промысел. Я не всуе упоминаю, потому что уверен — мы живем в определенном информационном поле. Наши мозги не что-то там рожают, они – часть условного телерадиоприемника, который либо получает, либо не получает информацию из эфира. Вот сейчас мы сидим в тишине. А все пространство вокруг нас пронизано SMS-сообщениями, пейджинговыми звонками, мобильными телефонными разговорами, радиостанциями... Вокруг нас вертится огромное рукотворное информационное поле, и достаточно включить радио, чтобы его услышать. Внутри радио есть тюнер, который преобразует частотную мешанину вокруг нас в определенные звуки, мелодии. Человеческая башка – это приблизительно такой же тюнер, который у людей либо залит алкоголем и ничего не воспринимает (если в телевизионный приемник вылить бутылку водки, он тоже перестанет принимать), либо настраивается на определенную волну. Но на волну поля нерукотворного. Поэтому я не удивляюсь, когда одна и та же идея посещает огромное количество людей, – они настроились на один и тот же канал, увидели одну и ту же картинку.
       — Вы используете собственные «картинки из эфира» или вам помогают редакторская группа и телезрители?
       — Группы никакой нет. И «секретная лаборатория» на самом деле находится на моей кухне, и работаю я там по ночам. Идеи иногда приходят за рулем, иногда даже снятся, как Менделееву его таблица. Первые программы базировались на моих знаниях и умениях. Теперь огромную поддержку оказывают письма телезрителей, они подсказывают какие-то идеи, задают направление, над чем стоит думать. Нередко приходят замечательные, уже готовые идеи, которые остается только воплотить из тех материалов, которые есть под рукой, и пускать в эфир. А иногда, нижайший поклон и этим людям, присылают готовые изделия, которые часто можно назвать произведением искусства. Например, в пресловутом энергетическом институте, который богат на множество талантливых людей, работает шофером Сергей Летуновский. Он из пластиковых бутылок при помощи только ножниц и зажигалки делает просто произведения искусства – различные композиции, цветы, насекомых. У меня дома хранится композиция по сказкам Пушкина, которую он сделал к юбилею поэта, – там и старик со старухой, и русалки на ветвях, и кот с дубом.
       — Поистине пластиковая бутылка – самое универсальное сырье!
       — Я часто слышу: «Опять мастерят из пластиковой бутылки!». Мне хочется ответить: «А вы назовите более доступный, более универсальный, более безопасный материал, нежели пластиковая бутылка». С другой стороны, этих бутылок накопилось так много, что их надо просто уничтожать. Делать это, коптя небо, не хочется. А если каждый сделает себе во саду ли в огороде что-то из бутылки, то, глядишь, несколькими вагонами пустой тары станет меньше. И планете свободней дышать будет. У многих складывается впечатление, что у нас в программе 90 процентов делается из пластиковых бутылок. Я специально подсчитал — не 90, а только 48! И сделать из пластиковой бутылки можно почти все. Кроме алюминиевой кастрюли.
       — Вы дома используете свои изобретения?
       — Какие-то использую, но, конечно, далеко не все. Чаще всего, пожалуй, сушилку для обуви, сделанную из вентилятора для микропроцессора и лампочки освещения салона автомобиля.
       — А вам приятно, когда вашими советами пользуются другие?
       — Часто приходят письма от детей, в которых они рассказывают, что у них в городе или поселке пользуются таким-то изобретением. А я точно знаю, что это изобретение мы показали лет восемь назад. Значит, оно пошло в народ и считается народным творчеством. Это, конечно, приятно.
       


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera