СюжетыОбщество

ЗА НАМИ ПОСЛЕДНЕЕ СЛОВО. А ЗА АМЕРИКОЙ — ДЕЛО

Этот материал вышел в номере № 20 от 20 Марта 2003 г.
Читать
После саммита на Азорских островах и обращения к нации президента Джорджа Буша в понедельник все точки над Ё были расставлены Саддаму Хусейну объявили ультиматум: он с сыновьями должен покинуть страну в 48 часов (никто не дает им твердых...

После саммита на Азорских островах и обращения к нации президента Джорджа Буша в понедельник все точки над Ё были расставлены

С

аддаму Хусейну объявили ультиматум: он с сыновьями должен покинуть страну в 48 часов (никто не дает им твердых гарантий, что потом их не арестуют и не будут судить за преступления против человечества).

Хусейн сдаваться отказался, но если бы и вправду сбежал, изготовившиеся к наступлению англо-американские союзники все равно вошли бы в Ирак для оккупации страны и ликвидации режима профашистской партии БААС (Арабского социалистического возрождения), а также для разоружения армии. Просто без Хусейна все прошло бы практически мирно.

Иракский режим — один из самых гнусных и кровавых в современном мире. Президент Буш, очевидно, прав в том, что, пока у власти в Багдаде Хусейн и партия БААС, Ирак будет стремиться владеть оружием массового уничтожения, сколько ни проводи инспекции. Но, объявив войну, США решительно отринули основные принципы ООН и действующего международного права. В Ираке США и союзники ведут войну с целью оккупации суверенной страны, ликвидации существующего режима и радикальной смены общественно-политического строя.

Инстинктивно всем понятно, что дело не сводится к Ираку, что, начав наводить порядок в одной ближневосточной стране, Америка не остановится, просто не сможет остановиться, — ликвидировав один людоедский режим, она вынуждена будет заняться и другими. Иран, Сирия, Ливия, пока что союзная США Саудовская Аравия и, конечно, Северная Корея прекрасно понимают, что им после бесславной гибели Хусейна остается либо безоговорочно подчиняться американскому диктату, либо вкладывать все силы в скорейшее развитие потенциала сдерживания — в создание собственного ракетно-ядерного потенциала.

Но антиамериканские режимы, разрабатывающие свои бомбы, будут в будущем в первую очередь попадать под американский военный превентивный удар. Создается замкнутый круг, из которого нет выхода ни демократическим бывшим великим державам вроде Франции, которые хотят любыми силами сохранить безусловный национальный суверенитет и систему сдержек ООН, ни, тем более, диктаторам и всяким тиранам.

После окончания Второй мировой войны была создана система международных отношений, основанная, с одной стороны, на балансе силы между державами-победителями — постоянными членами Совбеза ООН, а с другой — на принципе безусловного национального суверенитета. Внутри страны можно было делать что угодно — Хусейн, например, травил тысячами курдских женщин, стариков и детей ипритом, — но США сохраняли с ним вполне дружественные дипотношения, а Франция, ФРГ и СССР продали Ираку современного оружия на миллиарды, а также оборудование для разработки оружия массового поражения и средств его доставки.

Теперь и Совбез ООН с его постоянными членами отходит в сторону, и принцип национального суверенитета становится все более призрачным. Как в старом соцлагере после вторжения в Чехословакию в 68-м году, когда была принята так называемая брежневская доктрина ограниченного суверенитета, которая позволяла СССР вмешиваться во внутренние дела любой другой страны для поддержания «социализма».

Теперь тот же ограниченный суверенитет вырисовывается для всего земного шара: Америка будет сама решать, кто плох, кто хорош, кого наказывать и свергать, кого хвалить иль поощрять. Недаром бывшие страны соцлагеря и многие ныне независимые советские республики так дружно и безусловно сегодня поддерживают Вашингтон — им брежневская доктрина не в новинку, знают, как себя вести с начальством.

А в Москве ужасаются: сегодня Ирак, завтра Иран и Северная Корея, потом Белоруссия с ее усатым батькой, так и до нас доберутся из-за безобразий в Чечне или еще за что. Наша замечательная Дума в знак протеста отложила на неопределенное время ратификацию договора об ограничении стратегических вооружений, хотя это именно Россия настаивала на его подписании, а США считали, что он вообще не нужен. Конечно, в Вашингтоне никто не станет плакать, если Москва в гневе откажется от ранее выпрошенных уступок.

Наш замечательный министр Игорь Иванов продолжает по инерции публично клеймить американцев за «незаконное применение силы». Что же, за Россией и Францией осталось в дискуссии последнее слово, а за Америкой — дело. Вот китайцы в данной ситуации действуют умнее, делают вид, что отказ США действовать в рамках ООН не пощечина, а просто некий факт, вызывающий определенное сожаление.

Союз Германии, Франции, России, Китая, поддержанный мировой миролюбивой общественностью, доказал свое полное бессилие. Америку не сдержать. ООН, как Лига наций перед Второй мировой войной, катится к закату. Но Лига наций распалась, когда великие державы сцепились в смертной схватке за мировое господство. А сегодня безусловный мировой господин всем известен и, судя по решительному настрою Буша, готов прессинговать по всему полю: давить Хусейна и одновременно ставить на место другие зарвавшиеся не по чину державы.

Примечательно, что сразу после выступления Буша на мировых биржах вверх пошли цены на акции и одновременно резко снизилась цена сырой нефти. Это могут быть первые признаки общего подъема мировой экономики, который начнется после свержения Хусейна. А если бы Буш не проявил твердость и продолжал по французско-русской указке тягомотные инспекции и консультации в ООН, депрессия тоже продолжалась бы. Похоже, денежные рынки тоже признали нового мирового хозяина.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow