Сюжеты

ПРЕСВОЛОЧНЕЙШАЯ ШТУКОВИНА

Этот материал вышел в № 20 от 20 Марта 2003 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

Между прочим, завтра, 21 марта, — Всемирный день поэзии. Так решили в ЮНЕСКО в 1999 году, аккурат к излому тысячелетий. В послании ЮНЕСКО по этому поводу говорится, среди прочего, что «поэзия может стать ответом на самые острые и глубокие...


       
       Между прочим, завтра, 21 марта, — Всемирный день поэзии. Так решили в ЮНЕСКО в 1999 году, аккурат к излому тысячелетий. В послании ЮНЕСКО по этому поводу говорится, среди прочего, что «поэзия может стать ответом на самые острые и глубокие духовные запросы современного человека». Однако ничего не говорится о том, почему это должно происходить именно 21 марта.
       Гомер родился? Орфей обернулся? Лорд Байрон погиб? Муза пролетела мимо окон гендиректора ЮНЕСКО?
       Мы долго ломали над этим голову, вспоминали, кстати, хрестоматийное Двадцать первое. Ночь. Понедельник... Неужели просто — сочинил же какой-то бездельник.... Ну день был один, не занятый в ряду бесконечных международных дней ткачихи, поварихи и сватьи бабы Бабарихи....
       Ответ нашелся случайно, на встрече президентов разных международных поэтических фестивалей во франко-канадском городке Труа Ривьер. Там, кстати, в этом за тремя океанами расположенном захолустном Труа Ривьере, то бишь Трехреченске, в самом центре, у местной мэрии стоит Памятник неизвестному поэту, на всех городских фасадах крепко привинчены плакетки со стихами и каждый год проходит самый крупный в мире фестиваль поэтов...
       Так вот. Президент марокканского фестиваля пожал плечами, улыбнулся: «Эугений, это наша была идея, наше предложение для ЮНЕСКО...» — «Но почему именно 21 марта?» — «Ну как почему? Весна, солнце, стихи, Всемирный день поэзии...»
       Вот так всегда! Мы тут землю роем, тайный смысл ищем, а заодно гиперидею и сверхзадачу, а у них, оказывается, все так просто — весна, солнце, стихи...
       * * *
       Да и нам, в конце концов, главное, чтобы повод был. Вот и мне тут позвонили по поводу Всемирного дня поэзии из одной некогда славной советской газеты и спросили о месте поэта в современном мире.
       Ну что тут скажешь? Поэт в России, ясное дело, больше чем поэт, а уж поскольку вопрос стоит во всемирном масштабе, то поэт в России больше чем Россия, как справедливо заметил Лева Рубинштейн.
       Однако ответил я той газете уклончиво, вспомнив вот какую историю.
       На недавний фестиваль «Москва на Сене» собирались отправить в Париж артистов, музыкантов и поэтов. Артистов отправили целыми спектаклями, музыкантов — оркестрами. А вот поэтов отправить так и не смогли.
       На мой вопрос: «Почему? Ведь пять поэтов — это только пять билетов. И все! Не нужно ни арф с контрабасами, ни декораций, ни гримеров с костюмерами, ни массовки с кордебалетом» — зав нашей столичной культурой ответил: «Все понимаю. Сам бы рад. Но нет у меня такой финансовой строки: на поэтов. Оркестры, ансамбли, театры — это все наша городская система. А вот поэты в ней не числятся. Они комитету по культуре не принадлежат».
       Так и не пустили поэтов в Париж.
       Но, может, оно и к лучшему, что поэты комитету по культуре теперь не принадлежат. И никому не принадлежат. И никому не нужны.
       Такое вот место у поэта в современном мире.
       * * *
       Однако и впрямь — был бы повод. Москва, как всем известно, город поэтов, одна из поэтических столиц мира. Вот и затеяли мы по этому поводу 21 марта фестиваль молодых поэтов.
       Идея моя исходила из известного анекдота про англичанина, который, попав на необитаемый остров, соорудил три шалаша. В одном он жил, в другом был клуб, куда он ходил, а в третьем — клуб, куда он ни ногой.
       Так и наш российский фестиваль молодой поэзии — вроде как два в одном. И это уже не впервые, стало быть: традиция.
       На одном полюсе — фестиваль молодой поэзии «003». Это поэты круга «Новой Юности» и «Ариона», молодежной части премии «Триумф», которых 21 марта можно услышать в домике Чехова на Малой Дмитровке, 29.
       На другом полюсе — аж трехдневный фестиваль молодой поэзии. 21 марта — сначала в 18.00 в Словацком институте на 2-й Брестской, 27, затем в 20.00 — в салоне «Классики XXI века», что в Чеховской библиотеке у одноименной станции метро. 22 марта — в «Пирогах» на Лубянке, а 23-го — в «Проекте О.Г.И.» в Потаповском. Здесь выступят поэты круга О.Г.И., союза молодых литераторов «Вавилон», лауреаты молодежной премии «Дебют», а заодно презентуется новая книжная серия «Молодая поэзия мира».
       * * *
       А накануне в Московской Думе открылась выставка фотографий поэта Ивана Жданова — первого лауреата премии Аполлона Григорьева, живущего нынче за границей. В Крыму. В конце концов, Всемирный день поэзии — это еще и повод вытащить Ивана в Москву и явить всем мир не только словами, но и глазами поэта.
       Как заметил в своем послании гендиректор ЮНЕСКО Коитиро Мацуура: «Поэзия нематериальна и потому кажется хрупкой, однако именно нематериальность придает ей неуязвимость», с чем нельзя не согласиться, отметив, что это не что иное, как перевод с русского на политкорректный известного тезиса: «Поэзия — пресволочнейшая штуковина, существует — и ни в зуб ногой!».
       С чем всех и поздравляю.
       


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera