Сюжеты

МЕСТОРОЖДЕНИЕ ДЕНЕГ НА ОХОТНОМ РЯДУ

Этот материал вышел в № 21 от 24 Марта 2003 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

В Думе придумали, как добывать взятки из нефтяной скважины Есть законы, при обсуждении которых трудно удержаться в тесных рамках парламентских выражений. Наверное, именно по этой причине прошедшую недавно в Москве конференцию «СРП:...


В Думе придумали, как добывать взятки из нефтяной скважины
       

    
       Есть законы, при обсуждении которых трудно удержаться в тесных рамках парламентских выражений. Наверное, именно по этой причине прошедшую недавно в Москве конференцию «СРП: аргументы «за» и «против» можно считать самой скандальной из встреч подобного уровня. Говоря о перспективах применения соглашений о разделе продукции в отечественной нефтедобыче, первые лица российского бизнеса и политики не стеснялись в формулировках. Накал страстей вполне соответствовал цене вопроса: по мнению большинства собравшихся, в том случае, если законопроект о СРП будет принят в нынешнем виде, бюджет государства в течение ближайших пяти лет недосчитается более чем двадцати миллиардов долларов...
       
       Подрывники закона
       Соглашение о разделе продукции — специальный договор, по которому строятся отношения инвестора (чаще всего иностранного) и государства. В соответствии с ним инвестор за свой счет обеспечивает добычу полезных ископаемых, отдавая владельцу месторождения в качестве платы часть полученного продукта. Как правило, СРП предусматривает специальный налоговый режим, устанавливаемый на длительный срок: инвестор платит налоги не по национальному закону, а в соответствии с условиями заключенного соглашения.
       Лучше всего о перспективах применения СРП говорит сухая статистика. Судите сами: с начала 2003 года отечественные нефтяные компании, действующие в национальном налоговом режиме, добыли 58,76 миллиона тонн нефти. Успехи так называемых операторов СРП за тот же отчетный период составили всего 75,7 тысячи тонн.
       Необходимость сомнительного законопроекта ставилась под сомнение не только профессиональными нефтяниками. Премьер российского правительства Михаил Касьянов даже поручил Министерству по налогам и сборам, Минфину и Минэкономразвития провести специальную проверку работы компаний, работающих в режиме СРП. Вывод специалистов был категоричен. Сравнив данные о поступлениях от проектов СРП и средние данные по двенадцати крупнейшим нефтяным компаниям, эксперты рекомендовали чиновникам правительства использовать соглашения о разделе продукции только в исключительных случаях.
       Сторонники СРП так не считают. Судя по некоторым выступлениям, прозвучавшим на прошедшей 17 марта в отеле «Аврора Марриотт Ройял» конференции, вывод о низкой эффективности СРП основан на явной подтасовке данных. По словам председателя Комитета по природным ресурсам российской Госдумы Александра Белякова, искажение фактов стало возможным только благодаря целенаправленным действиям сил, заинтересованных в провале законопроекта. Беляков даже обратился с соответствующим депутатским запросом к главе правительства Касьянову.
       По мнению депутата, подсчеты Министерства по налогам и сборам, доказывающие неэффективность применения СРП, по меньшей мере ошибочны. К примеру, привлечь инвесторов для разработки тех же месторождений «Сахалин-1» и «Сахалин-2» без заключения подобных соглашений было бы просто невозможно. А если дальше развивать процесс применения соглашений о разделе продукции, то страна непременно получит в ближайшие несколько лет около ста миллиардов долларов западных инвестиций. Главное – быстрее принять закон…
       Понятно, что лучшим способом поставить под сомнение отрицательное заключение экспертов трех федеральных ведомств послужил бы наглядный пример удачного применения соглашения о разделе продукции. По мнению самих сторонников законопроекта, таковых имеется целых три: месторождения «Сахалин-1» и «Сахалин-2», а также расположенное в Республике Коми месторождение «Харьяга». Правда, успешными эти проекты назвать трудно: об эффективности разработки «Харьяги» специалисты отзываются довольно скептически, а названия двух первых проектов оказались прочно связанными с целым рядом скандалов.
       
       Тихоокеанская вольница
       О заявленных на конференции в качестве удачных сахалинских СРП стоит рассказать подробнее. «Новая газета» уже писала о том, как губительно сказывается практически бесконтрольная добыча сахалинской нефти на численности уникальной популяции китов. Писали мы и о крайне низкой экономической отдаче первенца отечественного СРП. Судя по первоначальным расчетам офшорной «дочки» гиганта Shell, компании-оператора СРП «Сахалин Энерджи», ожидаемый объем привлеченных инвестиций за десять ближайших лет должен был превысить сумму в десять миллиардов долларов.
       При этом само соглашение было составлено таким образом, что на долю России приходится всего 10% добытой нефти. Зато нефтяники «Сахалин Энерджи» получили возможность никого не пускать на свои буровые: именно так они трактуют налоговые льготы СРП. К примеру, за обязательную инспекцию каждого танкера компания должна платить небольшую пошлину. А благодаря соглашению о разделе продукции компания получает полное освобождение от подобного рода выплат. Ну а раз не нужно платить, то можно вовсе отказаться от визитов докучливых инспекторов. Вот и ходят дряхлые собратья затонувшего у берегов Испании танкера «Престиж», пачкая Тихий океан мазутными разводами.
       Понятно, что своими узаконенными вольностями «Сахалин Энерджи» злоупотребляет в полном согласии с местными властями. Более того, администрация Сахалинской области уже сделала первые шаги по созданию собственного нефтяного рая. Пропуском в тамошнюю «кладовую природы», по мысли губернского начальства, станет добровольно-принудительное долевое участие в местной нефтяной компании. В распоряжение редакции попала служебная записка, адресованная министру российского правительства Герману Грефу. Судя по приведенной в ней информации, сегодня государство рискует полностью утратить контроль над своими сахалинскими месторождениями «черного золота».
       
       Выход — труба
       Понятно, что для большинства участников конференции пример с СРП «Сахалин-1» и «Сахалин-2» показался, мягко говоря, неубедительным. Кроме того, в ходе дискуссии был сформулирован совершенно другой взгляд на перспективы развития российской нефтяной отрасли. Так, по некоторым расчетам, отечественные компании могут и без привлечения иностранных инвестиций добиться значительного увеличения уровня добычи. Правда, на этом пути сегодня имеются сразу несколько препятствий.
       В качестве главного тормоза самостоятельного развития отечественной «нефтянки» специалисты называют монополизм «хозяина трубы» — компании «Транснефть». Введенные ею ограничения значительно снижают конкурентоспособность российских нефтедобывающих компаний, а в условиях прогнозированного снижения цен на нефть и вовсе могут сделать малорентабельной разработку самого перспективного месторождения. По подсчетам нефтяников, нынешняя политика «Транснефти» может привести к потерям как минимум трех миллиардов бюджетных долларов. В условиях жесткой конкуренции на международном нефтяном рынке и труднопредсказуемых итогов войны в Персидском заливе «поднять» «нефтянку» мог бы собственный «трубный» консорциум. Тогда, выйдя на зарубежный рынок, отечественные нефтедобытчики смогли бы масштабно проинвестировать российскую экономику без всяких СРП.
       Второй, не менее важной причиной плачевного состояния российской нефтяной отрасли была названа странная позиция Министерства природных ресурсов. По мнению некоторых участников конференции, именно это ведомство тормозит разведку новых месторождений, затягивая выдачу соответствующих лицензий отечественным компаниям. Причиной такой политики служит тот же режим СРП. В случае заключения соглашения о разделе прибыли чиновники получают больший простор для «маневра», соответственно, растет сумма традиционного «отката».
       
       Аукцион для запасного варианта
       Конечно, ждать совместной резолюции на конференции, где накал выступлений зашкаливал за уровень кухонного скандала, было бы неразумно. Тем не менее к определенному выводу участники все же пришли. По общему мнению, несмотря на все свои недостатки, соглашения о разделе продукции все-таки имеют право на жизнь. Вот только использоваться они должны не повсеместно, а только в исключительных случаях, как запасной вариант. А для того чтобы полностью «отсечь» корыстный интерес чиновников, право на разработку каждого месторождения в обязательном порядке следует выставлять на аукцион: вдруг заявят о себе компании, готовые разрабатывать его в национальном налоговом режиме. Правда, как сказал один из присутствующих бизнесменов, подобная практика сделает СРП редкостью, достойной занесения в Красную книгу. Вот только здесь, в отличие от мрачной хроники сокращения видов живых существ, от исчезновения явно неудачного способа эксплуатации природных богатств страна только выиграет…
       
       Срочно
       Конфиденциально
       Министру экономического развития и торговли Российской Федерации Г. О. Грефу
       СЛУЖЕБНАЯ ЗАПИСКА
       Уважаемый Герман Оскарович!
       Администрация Сахалинской области 29 июня 2002 года направила письмо в МПР России с требованием предоставления лицензии на право пользования недрами в целях геологического изучения Венинского участка, расположенного в акватории Охотского моря, без проведения конкурса или аукциона. (Копия прилагается.)…
       …Администрация Сахалинской области в указанном письме предварительно согласовала выдачу лицензии без конкурса или аукциона подконтрольному предприятию — областному государственному унитарному предприятию «Сахалинская нефтяная компания», 100% собственности которого находится под контролем администрации Сахалинской области…
       …Администрация области в указанном письме требует от МПР России фактически грубо нарушить статью 15 закона Российской Федерации «О недрах», устанавливающую в качестве принципа работы государственной системы лицензирования обеспечение равных возможностей всех юридических лиц и граждан в получении лицензии.…
       …При выдаче лицензии без проведения конкурса или аукциона федеральный бюджет должен лишиться поступлений от разового платежа на право пользования недрами (бонуса), который может составить сумму в несколько миллионов долларов США…
       ….В настоящее время данный документ находится в стадии рассмотрения у заместителя министра М.М. Циканова. По имеющейся информации, руководители администрации Сахалинской области и лично губернатор Сахалинской области И.П. Фархутдинов пытаются оказать давление на сотрудников Минэкономразвития России в целях принятия указанного решения. При этом следует отметить информацию, поступившую от российских нефтяных компаний, о выдвижении администрацией Сахалинской области долевого участия ОГУП «Сахалинская нефтяная компания» в любых нефтегазовых проектах, реализуемых на Сахалине, как обязательного условия согласия администрации Сахалинской области на выдачу лицензии и последующей лояльности по отношении к деятельности компании…»

       


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera