СюжетыОбщество

ИЗ ТУМАНА ВОЙНЫ ВЫРИСОВЫВАЕТСЯ ГРАНДИОЗНАЯ АМЕРИКАНСКАЯ ПОБЕДА

Этот материал вышел в номере № 21 от 24 Марта 2003 г.
Читать
Малой кровью, могучим ударом, на чужой территории Американцы начали войну с Ираком рано утром в четверг с неудачной авантюры. Директор ЦРУ Джордж Тенет сообщил президенту Джорджу Бушу, что знает точно, где в Багдаде Саддам Хусейн проводит...

Малой кровью, могучим ударом, на чужой территории

А

мериканцы начали войну с Ираком рано утром в четверг с неудачной авантюры. Директор ЦРУ Джордж Тенет сообщил президенту Джорджу Бушу, что знает точно, где в Багдаде Саддам Хусейн проводит совещание с руководством страны. Было решено срочно организовать удар крылатыми ракетами морского базирования и двумя «невидимыми» штурмовиками «F-117A» с авиабазы Аль-Удейд в Катаре. Одновременно было приказано ускорить начало общего, ранее запланированного наступления войск.

Уничтожить Хусейна высокоточным ударом, как в 96-м Джохара Дудаева, похоже, не удалось. Между тем силы, сконцентрированные в Кувейте, еще не могли наступать: после отдачи приказа до начала координированного движения больших масс войск и техники всегда должно пройти известное время.

Кроме того, англо-американцы обладают самыми современными средствами для ведения ночных боевых действий (которых нет у иракцев), и начинать наступление планировали вечером в темноте, когда противник их не видит и не может вести прицельный огонь, а сам при этом — как на ладони. Первый же налет на Багдад с целью убить Хусейна произошел на рассвете. Войскам в Кувейте оставалось сидеть и ждать темноты следующего вечера.

Есть сведения, что ряд американских генералов были в бешенстве от результатов неуклюжего вмешательства ЦРУ и политиков не в свое дело. Командующий генерал армии Томми Фрэнкс (Tommy Franks) отказался провести обещанный брифинг с журналистами в Катаре в пресс-центре штаба объединенной группировки: очевидно, не хотел извиняться за чужие неправильные решения и, возможно, боялся не сдержаться и нелицеприятно высказаться о действиях начальства. (В США такие высказывания ведут к немедленной отставке, а это все могло сорвать операцию и снизить боевой дух союзных солдат.) Весь четверг в результате авантюрного, неподготовленного удара по Багдаду подчиненные Фрэнкса, за жизни которых отвечает генерал, сидели в Кувейте, как утки-мишени под иракским обстрелом.

После удара по Багдаду иракцы выпустили по войскам союзников, по кувейтскому нефтеперегонному заводу более 12 баллистических ракет. Часть была перехвачена и уничтожена американской зенитной системой «Патриот», часть долетела, но взорвалась, никого не убив и не ранив. Химические и биологические боеголовки не использовались. В общем, американцам повезло. Но даже если бы иракские ракеты нанесли определенный ущерб войскам или нефтяной инфраструктуре Кувейта, они, конечно, не могли остановить подготовленное наступление.

В

ночь с четверга на пятницу операция началась, причем сразу и в воздухе, и на земле. Наши генералы почему-то полагали, что американцы в эту войну, как в прошлых войнах последнего десятилетия, будут долго сидеть и ждать, пока авиация и крылатые ракеты не сломят окончательно волю противника к сопротивлению.

Но отсиживаться под ракетным обстрелом, сгрудившись на кувейтском пятачке, где иракцы неплохо вызнали расположение баз и лагерей, опасно и бессмысленно. Гораздо разумнее наступать, двигаться, навязывать противнику маневренную войну, когда иракцы, не имея действующих радаров, самолетов-разведчиков и спутников-шпионов, просто не будут точно знать, где основные силы противника и не смогут нанести эффективный контрудар химическим или биологическим оружием.

Англо-американцы взяли инициативу и решительно вошли в контакт с противником. Причем уже в первых столкновениях выявилась удручающая для иракцев картина: в контактном бою союзники обладают не меньшим преимуществом, чем в воздушной «неконтактной» войне.

Современный «контактный бой» — это, конечно, не рукопашная, а близкое огневое соприкосновение. Так вот, англо-американцы охотно входили в огневой контакт, выявляли огневые позиции противника, а потом уничтожали его, практически не неся сами потерь.

Англо-американские войска не только «зрячи» ночью, когда иракцы слепы, но также насыщены современными компьютеризованными средствами сбора информации, управления и целеуказания в режиме реального времени. Передовые войска, войдя в огневой контакт, фиксировали координаты выявленных целей, потом эти сведения сообщались в цифровой форме штабным компьютерам, откуда оцифрованная информация передавалась авиации и артиллерии, тоже оснащенной компьютеризированной системой управления огнем. В компьютер командира вносятся координаты цели в системе GPS, и батарея самоходных гаубиц открывает убийственно точный огонь на поражение даже без пристрелки. Точно так же авиационные ударные комплексы могут эффективно поддержать солдат на поле боя сверхточными ударами в любое время дня и ночи, в любых погодных условиях.

Н

ачалась «контактная», но крайне односторонняя война. Иракские солдаты стреляли, но не попадали (за первые два дня американцы потеряли в бою только двух солдат убитыми). Союзники же наносят обороняющимся войскам тяжкий урон своим сверхточным огнем. Естественно, даже самая лучшая в мире армия в подобных обстоятельствах, в такой вводящей в отчаяние односторонней войне быстро потеряла бы боевой дух. Иракцы же отнюдь не относятся к числу лучших в мире вояк.

Уже в первые дни начались сдача в плен и дезертирство с позиций. Сообщают, что сдался в плен с частью подчиненных командир 51-й иракской танковой дивизии. Если характер боевых действий в ближайшие дни не изменится, иракская армия, несомненно, вскоре развалится.

В настоящее время, однако, нельзя сказать, что англо-американцы продвигаются, как на прогулке. Иракцы достаточно упорно сопротивляются на оборудованных оборонительных позициях. Но они не переходят даже в местные тактические контратаки, сидя же в пассивной обороне победить в принципе невозможно. Инициатива полностью отдана, союзники продвигаются вперед, выявляют обороняющихся, потом отходят, наносят сокрушающие бомбово-артиллерийские удары и снова катят вперед.

В основном англо-американцы несут небоевые потери. Рухнул транспортный вертолет американской морской пехоты «CH-46» с британскими десантниками на борту (все погибли). Столкнулись в воздухе над заливом два британских вертолета радиоэлектронной разведки и подавления «Си Кинг» (экипажи погибли). Были другие аварии с вертолетами без потерь в личном составе. В первые два дня в небоевых авариях погибли до 20 англичан и американцев.

Полеты на вертолетах всегда опасны, а ночью, в условиях плохой видимости, в песчаные бури, при высокой интенсивности воздушного движения (в операции задействовано более 500 «вертушек»), аварии и катастрофы практически неизбежны. Сверхточное оружие тоже иногда, бывает, бьет по своим. Корректировщик может дать неправильные координаты, штурман может ошибиться при введении кода в системе GPS, крылатая ракета может быть повреждена огнем противника и сойти с курса, в системе управления может выявиться заводской брак и т.д. Но ни потери от собственного огня, ни небоевые потери при всей их трагичности не могут остановить натиск союзников ни на минуту.

В первые дни американская морская пехота, действуя на броне, сопровождаемая собственными танками, двинулась из Кувейта на север и восток, вышла ко второму по населению городу страны Басре, заняла нефтяные поля к югу от Басры (до тридцати скважин иракцы подожгли, но остальные были захвачены неповрежденными). Части командос британской морской пехоты высадились ночью с вертолетов на полуостров Аль-Фао к западу от Кувейта и заняли неповрежденным основной иракский нефтяной экспортный терминал с огромными запасами нефти в хранилищах.

Одновременно американская морская пехота подняла звездно-полосатый флаг над единственным глубоководным портом Ирака Умм-Касром (тоже к западу от Кувейта). Сообщается, что в районе Умм-Касра продолжается разрозненное сопротивление групп иракских военных, но они, конечно, обречены.

Н

а севере Ирака американские десантники из сил спецназначения во взаимодействии с местными курдскими отрядами начали при поддержке авиации операцию по захвату нефтяных полей между городами Мосул и Керкук. В горах Курдистана американская авиация и боевые вертолеты развертываются на авиабазах, когда-то построенных иракским правительством.

На севере американцы отказались от использования территории Турции как базы для выдвижения 4-й пехотной (механизированной) дивизии и заодно отказались давать туркам обещанную помощь в 15 млрд долл. Операция американцев на севере напоминает то, как американцы действовали осенью 2001-го в Афганистане, когда спецназовцы и авиация в тесной связи с частями Северного альянса громили движение «Талибан» и бойцов «Аль-Каиды». Основная цель американцев на севере состоит в том, чтобы занять неповрежденной нефтяную инфраструктуру, сковать силы Хусейна и не допустить глубокого вклинивания в Ирак войск турок, которые уже перешли границу.

И на юге, и на севере союзники прежде всего стремятся захватить в первые дни объекты иракской «нефтянки», одновременно нанося все более мощные удары по иракскому руководству и вооруженным силам, чтобы подавить их волю к сопротивлению. Значительных потерь среди гражданского населения пока удалось избежать благодаря точности ударов. Одновременно 3-я пехотная (механизированная) дивизия двинула танковый клин из Кувейта на северо-запад, в сторону Багдада. Американцы прошли 150 км за полтора дня и вышли к городу Эн-Насирия на Евфрате. В 3-й дивизии — 16,5 тыс. человек личного состава, 239 танков «Абрамс», 283 БМП «Брэдли», 48 вертолетов огневой поддержки «Апач», самоходные гаубицы системы залпового огня MLRS.

Дивизия входит в состав 18-го армейского корпуса США вместе с воздушно-штурмовой 101-й и воздушно-десантной 82-й. 3-я дивизия специально подготовлена действовать во взаимодействии с десантниками, поддерживая их тяжелым оружием. Пока 101-я воздушно-штурмовая в бой не вступала. (В 101-й с приданными частями поддержки — 20 тыс. солдат и офицеров, 270 ударных и транспортных вертолетов. Полностью аэромобильна.)

В резерве пока также британская 16-я аэромобильная бригада. Бригады 82-й дивизии также могут быть при необходимости очень быстро переброшены по воздуху прямо из Штатов — и на поле боя в Ирак (военно-транспортные возможности у США имеются). Пока американцы размягчают иракскую оборону авиа— и танковыми ударами. Но за спиной они держат мощнейший аэромобильный кулак в готовности провести крупнейшую в мировой военной истории стратегическую десантно-штурмовую операцию.

Очевидно, после того, что сейчас на уже занятую иракскую территорию выдвигаются вертолетные и авиачасти, развертывая полевые аэродромы. Очевидно, выдвигаются вперед и десантники. Приблизившись к Багдаду, авиа— и вертолетные ударные части получат возможность накоротке поддерживать десантников огнем на поле боя. Когда передовой плацдарм для наступления будет оборудован, противник обескуражен, а танки и мотопехота выдвинутся поближе к столице, последует основной сокрушительный удар. 101-я вместе с британцами сможет «прыгнуть» на Багдад. Режим Саддама Хусейна рухнет, организованное сопротивление вскоре прекратится, и союзники смогут перейти к собственно оккупации страны.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow