СюжетыОбщество

В ПРЯМОЙ ЭФИР ВЫХОЖУ В КОСТЮМЕ, А НЕ В ПРОТИВОГАЗЕ

Этот материал вышел в номере № 21 от 24 Марта 2003 г.
Читать
В ПРЯМОЙ ЭФИР ВЫХОЖУ В КОСТЮМЕ, А НЕ В ПРОТИВОГАЗЕ — Ты побывал в Афганистане, Таджикистане, Ираке. Работа в Ираке отличается от работы в других горячих точках? — Не особо. Одна из основных особенностей Ирака — отсутствие пресс-центров,...

В ПРЯМОЙ ЭФИР ВЫХОЖУ В КОСТЮМЕ, А НЕ В ПРОТИВОГАЗЕ

— Ты побывал в Афганистане, Таджикистане, Ираке. Работа в Ираке отличается от работы в других горячих точках?

— Не особо. Одна из основных особенностей Ирака — отсутствие пресс-центров, которые обеспечивали бы журналистов официальной информацией. Пресс-центры занимаются только пропагандой, точнее, опровержением информации западных агентств. В Югославии американцы первым делом разбомбили телецентр, потому что победить сербов, не подавив пропагандистскую машину, было бы невозможно. А в Ираке американцы не разрушают пресс-центры — незачем, вреда от них нет так же, как журналистам — пользы. В министерстве информации, правда, вывешивают какие-то данные. Но это «информация» в основном для того, чтобы скрыть что-то.

— Как же добывать достоверную информацию?

— Всюду совать свой нос, налаживать связи. На Востоке все решают личные контакты.

— А тем, кто первый раз отправляется в зону боевых действий, что делать?

— На самом деле в горячие точки предпочитают посылать стреляных воробьев. Например, сейчас в Ираке, Кувейте, Израиле, Иране находятся корреспонденты НТВ, которые неоднократно побывали в различных горячих точках, им это все не в новинку.

— А с точки зрения безопасности что необходимо?

— Кто-то берет с собой противогаз, кто-то камуфляж... Это все пафос и попытки показать, какой ты крутой военный журналист. Но в случае химической атаки за 45 секунд ни один из нас не успеет натянуть противогаз. Что там действительно нужно — удобная, хорошая обувь, прочная одежда. Но в прямой эфир я всегда выхожу в костюме, а не в противогазе!

— Как быть с техникой — все-таки снимать большой камерой в экстремальных условиях не очень удобно?

— Это в Афганистане было возможно снять что-то незаметно, скрытой камерой, что всячески поощрялось. Но Ирак — не Афганистан. Это государство с высокоразвитым государственным устройством. Там сильные службы безопасности. Если вы передадите материал, который сняли незаконно, то в посольстве это быстро отследят и в Ирак будет сразу отослана нота, что корреспондент такой-то телекомпании нарушил правила работы во время войны и — вплоть до высылки из страны.

— Что это за правила?

— Ни в коем случае нельзя снимать мосты — это стратегически важные объекты. Улицу можно снимать только вдоль, с противоположного тротуара, поперек — нельзя. Потому что тогда ты можешь полностью взять здание в объектив, и это будет считаться координатой для наведения на цель. Нельзя снимать министерство информации, министерство обороны. Причем журналист может не знать, что там штаб. Нельзя — и все. Никому ничего не объясняют. Гид может взять — посмотреть кассету, заглянуть в видоискатель, чтобы увидеть, что именно попадает в кадр. Кроме того, в городе много училищ и казарм, которые и в мирное время нельзя снимать, и даже идти по тротуару с камерой. Теперь даже улицы перегородили. С началом войны все правила ужесточились. Раньше в присутствии гида можно было побеседовать с любым, с кем ты хотел. Теперь на всякие разговоры наложено табу. Все планы, которые я вижу в материалах из Ирака, сняты из гостиницы «Аль-Рашид», либо «Аль-Манур», либо из «Палестины». Это относительно высокие здания в Багдаде, откуда можно снять панораму города. Так что возможности довольно ограничены.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow