Сюжеты

КАФЕДРА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ

Этот материал вышел в № 21 от 24 Марта 2003 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

На самом деле кафедра пластической выразительности актера Щукинского театрального училища существует едва ли не с момента основания вахтанговской школы. Но завкафедрой Андрей Борисович Дрознин до-олго добивался именно такого названия —...


       

    
       На самом деле кафедра пластической выразительности актера Щукинского театрального училища существует едва ли не с момента основания вахтанговской школы. Но завкафедрой Андрей Борисович Дрознин до-олго добивался именно такого названия — «пластической выразительности». «Кафедра сценического движения — что это? Тускло, невнятно».
       
       Репетиции «Вечера пластики» студентов четвертого курса Щукинского училища идут в овеянном легендой Гринер-зале. Когда-то ученица основателя танца модерн Жака Далькроза Вера Гринер выучила будущего ректора «Щуки» Владимира Этуша двигаться так хорошо, что Этуш, став ректором, назвал репетиционный танцзал в ее честь.
       На пол этого танцзала падали на тренировках Дмитрий Марьянов, Сергей Чонишвили («Ленком»), Леонид Ярмольник, Екатерина Гусева («Норд-Ост»), Григорий Сиятвинда («Сатирикон»), Амалия Мордвинова, Андрей Соколов, Сергей Виноградов, Андрей Смоляков. Теперь они крепко стоят на ногах — спасибо хорошим учителям.
       ...Ого! Невыпускников пустили в Большой зал и презентуют их спектакль как дипломный — неслыханная честь по внутреннему гамбургскому счету.
       Рушан Иксанов под саундтрек «Амели» выходит на авансцену с маленьким чемоданчиком. Хитро улыбнувшись, достает крошечные зонты, мячи, металлические каркасы, пучок травы… Это предметы, с которыми студенты за два часа покажут 17 номеров-новелл. Когда студент долго работает с предметом, трогает его, чувствует, предмет становится продолжением его тела и рассказывает о человеке удивительные вещи. Так что студентам Андрея Щукина и Андрея Дрознина как-то само собой пришлось стать хорошими людьми. Научась при этом блестяще двигаться и владеть любыми трюками — школа-то вахтанговская, игровая.
       Андрей Дрознин: «Это йоговский путь — духовность через телесность. Интересно наблюдать, как разрушенные цивилизацией детки от наших занятий преображаются. Дисциплинируя тело, мы идем в сторону все большего включения душевных качеств.
       Учим работать с партнером. Сначала играем на эгоизме — чтобы не упасть, ты должен удержать напарника. А то, что партнера надо и удержать, и почувствовать, это придет само, но потом. Со временем физический компонент становится все менее значимым и все более значимой — душа. В тренированном теле ей легче выразиться».
       Как-то здесь проводили международный семинар педагогов по движению. Был в том числе гитисовский курс Александра Жигалкина. Гостившая на семинаре английская компания «Stomp!» использовала потом главную находку жигалкинских ребят — акцентацию на ритмических структурах, когда по всему вроде из дурости стучат — и музыкальный спектакль получается. Из нашего баловства, но, в сущности, ноу-хау «Stomp!» сделала высокорентабельное шоу. Понятно, что они не сняли тупо кальку, просто был использован подход мышления.
       У ребят, что сейчас выступают в Большом зале «Щуки», объемное мышление, не ограниченное ничем. Кажется, что человек вместе со своей брусовой доской может в любой момент разбежаться и полететь.
       «Мы бы столько не придумали, — извиняются педагоги. — Нам некогда. Этих оболтусов только раскачай, они завалят идеями».
       А потом оболтусы уходят из института с таким арсеналом возможностей, который почти не востребуется режиссерами. Дрознин занимается созданием своего пластического центра последние 25 лет, и пока безуспешно.
       А ведь действительно ноу-хау. Есть отличные преподаватели актерского мастерства, хорошие педагоги по танцу, которые поставят выворотность, пластичность, полетность. Но соединяют пластическую оснащенность с душевностью и психологичностью русского театра только здесь, в Гринер-зале.
       И еще становится понятно, как много ненужных слов мы говорим и как Москве не хватает пантомимы.
       ...Александр Лымарев, Петр Федоров, Анастасия Бегунова, Дмитрий Пахомов, Яна Соколовская, Владимир Бромберг, Анна Димова, Дина Хабибулина, Александр Устюгов, Антон Семкин, Юрий Чурсин, Геннадий Антипенко, Рушан Иксанов. Увидите их имена в программке — идите.
       
       Р.S. А 1 апреля, в день 10-летия «Новой газеты», они выступят у нас на юбилейном «капустнике».
       


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera