Сюжеты

A&O ФЛОРЕНСКИЕ О ПОЛОЖЕНИИ ДЕЛ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ ЗА ПОСЛЕДНИЕ 300 ЛЕТ

Этот материал вышел в № 21 от 24 Марта 2003 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

Ольга и Александр Флоренские — известные петербургские художники, одни из создателей знаменитой группы «МИТЬКИ». Занимаются живописью, графикой, керамикой, скульптурой, фотографией, анимационным кино, литературой, книгоиздательской...


       
       Ольга и Александр Флоренские — известные петербургские художники, одни из создателей знаменитой группы «МИТЬКИ». Занимаются живописью, графикой, керамикой, скульптурой, фотографией, анимационным кино, литературой, книгоиздательской деятельностью (издательства MITKILIBRIS и «КРАСНЫЙ МАТРОС»). С 1995 года работают над совместными выставочными проектами «Движение в сторону ЙЫЕ», «Русский патент», «Передвижной бестиарий», «Русский трофей» и др. Работы О & А Флоренских находятся в собраниях Государственного Русского музея, Государственной Третьяковской галереи, ГМИИ им. Пушкина и многих других музеев России.
       
      
       МИЛИЦЕЙСКАЯ СОБАКА СУЛТАН
       

       
       Чучело милицейской собаки Султана можно увидеть в Музее милиции на Полтавской улице. Здесь также можно узнать во всех жутких подробностях, как в начале 20-х выпрыгивали из кустов на запоздалых прохожих «живые покойники» Маньки Соленой, какими «темными делами» занималась банда Леньки Пантелеева и хулиганы-чубаровцы. Среди прочего здесь выставлены «килечницы» и «балерины», которыми громил сейфы шнифер Жоржик Черненький, кольцо вора Ваньки-Куколки, приспособленное для взрезывания карманов, а также милицейские знамена с надписями вроде: «Верным стражам революции от Ленавтогужтранса». Значок сотрудника угрозыска, потайная часть которого с изображением всевидящего глаза привинчивалась с изнанки пиджачного лацкана, а другая часть, помещавшаяся снаружи, изображала бегущую собаку, наводит на мысль, что именно отсюда и произошло известное выражение «легавый». В середине 30-х среди ленинградских милиционеров родился почин – прыгать с парашютом. Служебные собаки тоже прыгали в специальных устройствах. Неизвестно, прыгал ли с парашютом Султан, зато говорят, что по личному распоряжению начальника ленинградской милиции заслуженного пса до конца дней кормили сытными объедками из ресторана гостиницы «Астория».
       
       
       СМЕРТЬ КАПИТАНА МАЦИЕВИЧА
       

     
       В начале ХХ века на территории ипподрома, на задворках бывшей Комендантской дачи в Коломягах, стали регулярно проходить показательные воздушные полеты. Здесь демонстрировали свое искусство лучшие из отечественных авиаторов. Новое и небезопасное увлечение не обходилось без жертв. Одной из самых известных авиатрагедий того времени была нелепая гибель молодого и отважного авиатора капитана Льва Мациевича, случившаяся 22 сентября 1910 года, во время Всероссийского праздника воздухоплавания. На глазах у толпы зрителей бедняга Мациевич, еще накануне катавший на своем «Фармане» самого Столыпина, вдруг выпал из аэроплана и, рухнув с высоты 10 саженей, разбился насмерть. По этому прискорбному поводу был написан проникновенный романс «На смерть авиатора»: «Как ястреб, как орел, парил в выси так смело. Бесстрашно рассекал он облаков туман. За наш воздушный флот и за святое дело погиб во цвете лет отважный капитан». Еще, кажется, Александр Блок написал про этот случай: «Летун отпущен на свободу…». На месте гибели Мациевича среди унылых домов-кораблей, которыми был застроен Комендантский аэродром в 70-х, стоит гранитный памятный знак. Могила же героя-авиатора находится на Никольском кладбище в Александро-Невской лавре.
       
      
       ИВАН АНДРЕЕВИЧ КРЫЛОВ
     

    
       Доброго «дедушку Крылова» в России любой ребенок знает. И даже самый необразованный взрослый, поднапрягшись, вспомнит пару расхожих цитат из крыловских басен. Так что по степени народной любви Иван Андреевич тяжело пыхтит в затылок Александру Сергеевичу. Крылов снискал литературную славу еще при жизни, на свое пятидесятилетие был увенчан лавровым венком, а его похороны в 1844 году по торжественности и огромному количеству народа историк Пыляев приравнивает к похоронам Ломоносова. Сам великий баснописец в быту был скромен, мягок, неряшлив и обжорлив. Умер он от несварения желудка. Считался большим оригиналом и был героем многочисленных анекдотов, впрочем добродушных. У питерских детей Крылов раз и навсегда ассоциируется с хрестоматийным памятником в Летнем саду, где «дедушка» тяжким задом придавил толпу своих баснословных зверушек. Памятник был изготовлен бароном Клодтом в 1854 году. Говорят, что Крылов, дескать, просто пересказал по-русски французские басни Лафонтена. Лафонтена, однако, у нас мало кто читал, к тому же тот, в свою очередь, пересказал по-французски сочинения грека Эзопа. Забавно, что Летний сад некогда украшали скульптуры, изображавшие персонажи из Эзоповых басен.
       
       
       БОЛЬШОЙ КОНЦЕРТНЫЙ ЗАЛ «ОКТЯБРЬСКИЙ»
      

      
       Здание концертного зала «Октябрьский» выстроено в начале шестидесятых на месте снесенной по этому случаю греческой церкви во имя великомученика Дмитрия Солунского. При упоминании об этих печальных событиях люди начитанные обычно с чувством цитируют вслух Иосифа Бродского: мол, «так мало стало в Ленинграде греков...». И впрямь — греков у нас немного. В середине же века девятнадцатого большая греческая колония населяла обширный район вокруг Конной площади на Лиговке. Здесь в 1865 году на средства богатого предпринимателя Бернардаки и был сооружен вышеупомянутый храм, выстроенный архитектором Кузьминым в византийском стиле. Закрытая советской властью в 1938 году церковь долгое время пустовала и, наконец, была уничтожена «за малохудожественностью». Унылая «высокохудожественная» постройка, выросшая на месте Божьего храма, была спроектирована с характерной для того времени гигантоманией и панической боязнью «архитектурных излишеств». «Октябрьский» больше смахивает на крематорий, чем на храм искусств. Единственное его украшение — установленная перед входом небольшая бронзовая группа «Октябрь» работы скульптора А.Т. Матвеева, изображающая трех голых мужчин в буденновках.
       
       Изображения Александра Флоренского,
       Тексты Ольги Флоренской

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera