СюжетыОбщество

БАЙКЕР У ЛИТОВСКОГО РУЛЯ

Этот материал вышел в номере № 22 от 27 Марта 2003 г.
Читать
Сергей КОСТИН: «Хвост кометы» — это коробочка с ленточкой В иностранной нынче Риге в обыкновенной школе когда-то учился мальчик Сережа. И очень ему нравились две актрисы — Лариса Мондрус и Виктория Федорова. Потом Сережа вырос, уехал из...

Сергей КОСТИН: «Хвост кометы» — это коробочка с ленточкой

В

иностранной нынче Риге в обыкновенной школе когда-то учился мальчик Сережа. И очень ему нравились две актрисы — Лариса Мондрус и Виктория Федорова. Потом Сережа вырос, уехал из Риги, а актрисы куда-то пропали, остался только мерцающий шлейф их славы, как хвост кометы… Прошло много лет. Сережа стал Сергеем и пошел работать на телевидение. Сделал цикл «Новейшая история», а потом запустил собственный проект — «Хвост кометы». О пропавших звездах. Он разыскал своих пропавших актрис и снял их в своей программе. И не только их.

О том, почему надо верить Василю Быкову, как поразила съемочную группу Роза Рымбаева, в чем загадка Майи Плисецкой, Сергей Костин — «Новой газете».

— Вику Федорову вы нашли?

— Да. И это была лучшая из наших программ. Ее посмотрели почти в два раза больше зрителей, чем обычно. Вика Федорова рассказала нам историю своей жизни, которую она до этого никому не рассказывала. Ей за год прислали шесть просьб об интервью, и она всем отказала. Я ей рассказал, что ради нее и была задумана эта программа, она вроде бы согласилась. И за два дня до нашего вылета в Америку она вдруг присылает отказ. Говорит, что хочет продать историю своей жизни в Голливуд и адвокат запретил ей давать интервью. Мы договорились, что мы все-таки снимем, а кассету оставим ей — на случай, если в будущем контракте будут запрещены интервью даже для документальных фильмов. В первый день съемок она сказала: оставьте кассету себе. Позвонила своему адвокату и сказала, что она же не берет с нас денег, а делает это только потому, что хочет так сделать. Когда я сказал Вике, что эту программу только в Москве посмотрели больше миллиона человек, она заплакала: оказывается, не думала, что ее и ее маму, Зою Федорову, до сих пор помнят и любят.

— Сегодня на ТВ много программ о пропавших звездах. На Первом канале — «Кумиры», на ТВС — «Пестрая лента», «Женские истории» Оксаны Пушкиной… Как сами считаете, ваша программа чем отличается?

— У нас портрет художника в истории. Мне всегда интересно, как герой программы был укоренен в советской системе, как он прожил перемену строя, как он строит новую жизнь. Например, после программы с Василем Быковым мы не знаем, женат он или нет, есть ли у него дети. Главное — это его внутренний нерв, его боль. Портрет художника в истории, а не в семейном фотоальбоме.

— По какому принципу вы выбираете героев своих программ?

— Два критерия: чтобы это была крупная звезда и чтобы она действительно… пропала. С этим возникают сложности. Потому что, к счастью для всех нас, кометы не улетают далеко, часто они возвращаются. Мы собрались снять пианиста Владимира Крайнева, который сейчас преподает в Германии. А он приехал летом в Москву в качестве председателя жюри на конкурс Чайковского. Мы нашли Чингиза Айтматова, который тоже куда-то исчез с российского горизонта, договорились с ним. А он сообщил, что его пригласили в жюри Московского кинофестиваля и он приедет в Москву. Конечно, это прекрасно, что люди, которые составляют гордость российской культуры, возвращаются. Но они ломают планы нашей программы!

Чтобы выбрать героя передачи, мы делаем целый список пропавших звезд и «прокатываем» его на очень многих людях. И если видим, что нашли человека, который очень многим интересен и его давно не было видно на телеэкране, мы приглашаем его в программу.

— А что такое, по-вашему, звезда?

— Определений очень много. Например, талант человека определяется степенью влияния. Совершенно очевидно, что сейчас под это определение попадает массовая культура. Наверное, это все-таки неточное, субъективное определение, причем на уровне двух-трех поколений. Мы не знаем, кого из сегодняшних звезд первой величины будут вспоминать через пятьдесят лет, при том, что сейчас свидетельства таланта остаются: музыканты записывают диски, актеров снимают на пленку…

— Это как с литературой: непонятно, кого из современных авторов будут изучать в школе?

— Да. У Шопенгауэра я как-то прочел, что великие книги набирают свою аудиторию не единовременно — не горизонтальным, а вертикальным срезом. Все классические произведения набирают аудиторию с течением времени, через поколения.

Кстати, одна из самых показательных в этом смысле программ была у нас с Василем Быковым, человеком другого поколения. Почему мы должны верить Василю Быкову, когда он говорит, например, что объединение России с Белоруссией пагубно для России? Мы должны верить Василю Быкову, потому что он всегда говорил правду, неудобную правду. Его, мальчишку 17 лет, во время войны не убил немецкий солдат. И он задумался: почему солдат его не убил, ведь он же враг? Вопросы, которые поставила перед Василем Быковым та война, стоят сейчас у нас в связи с чеченской войной. И те выборы, которые стояли перед героями Быкова, очень тесно связанными с самим автором, — те же вопросы стоят перед ребятами в Чечне.

— Герои ваших программ охотно идут на контакт?

— По-разному. Большинство очень удивлены, что о них помнят и их любят, как Лариса Мондрус. А кто-то очень занят, кто-то устал от внимания журналистов. Две программы Щедрина с Плисецкой мы снимали в Литве и в Москве. И в Москве было очень мало времени для съемок. Потом Майя Михайловна мне позвонила и сказала: «За два года про меня сделали шесть фильмов — либо глупость, либо гадость. Вы сделали так, что я наблюдала за собой, как за посторонним человеком».

— А кто-нибудь отказался сниматься?

— Отказался Борис Спасский. Мы его нашли во Франции, он как раз собирался ехать в Питер — там находится шахматная школа, которой он помогает. Мы предложили снимать в Питере, но он отказался из принципиальных соображений. И пояснил, что есть люди, которые делают, а есть те, которые говорят, что делают. Спасский предпочитает делать. Эта позиция вызвала у меня, с одной стороны, уважение, а с другой — еще большее желание его снять. Трудно было уговорить Жанну Болотову, но она в конце концов согласилась.

— Вы заранее знаете, что вам расскажет герой, вы готовите сценарий?

— Нет, я предпочитаю знать немного. И удивляться. Мне интересно вместе со зрителем открывать для себя человека. Главное — задать первым неожиданный вопрос, чтобы собеседнику было интересно с тобой общаться. К Виктории Федоровой я приехал, зная ее историю пунктирно. И первое, что я спросил: «Помните ли вы первую встречу с мамой?». Вике тогда было девять лет, а Зоя Федорова вышла из тюрьмы. «Как же я могу забыть?» — она начинает рассказывать, плакать… А некоторым просто интересно рассказать другому человеку то, что он не знает, но ему интересно. И большинство героев меня удивили с хорошей стороны. Например, эстрада — вне сферы моих интересов, но песни, как ничто другое, очень точно фиксируют время. Вы слышите мелодию из какого-то периода вашей жизни — и то время вернулось. Это как кусочек янтаря, в котором застыла мошка. Поэтому я думаю, что зрителю будет приятно услышать «свои» песни. Так мы решили снимать первую программу с Розой Рымбаевой. Она поразила всю нашу группу. Выходит женщина, маленькая, метр пятьдесят, миниатюрная, — и начинает петь так, что у меня мурашки по телу забегали. Надо же, подумал я, какая ностальгия! Оказалось, у всей съемочной группы, когда она начинает петь, мурашки по спине. Эта маленькая женщина, которая потеряла мужа, осталась с двумя детьми, взяла к себе двоих сирот, кормит всю свою семью, где восемь братьев и сестер. Она менеджер огромной семьи — это вызывает безусловное уважение, об этом интересно узнать. Или Николай Гнатюк, который пел «легкие» песенки, а потом пропал — он ушел в религию, поступил в семинарию. При всей своей жизни популярного певца находит время для духовного совершенствования.

Яаак Йола — замечательный парень, очень много помогает молодым эстонским музыкантам.

Я счастлив делать эту программу, потому что она сводит с очень талантливыми людьми.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow