ВЛАСТЕЛИН ОВЕЦ

Этот материал вышел в № 23 от 31 Марта 2003 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

Опыт клонирования на дому Если смотреть телевизор, то весь научный мир только тем и занимается, что клонирует и клонирует, клонирует и клонирует. За «круглыми столами» собираются умные дядьки и с пеной у рта дискутируют на тему...

Опыт клонирования на дому

Если смотреть телевизор, то весь научный мир только тем и занимается, что клонирует и клонирует, клонирует и клонирует. За «круглыми столами» собираются умные дядьки и с пеной у рта дискутируют на тему клонирования. Уже и святые отцы успели засветиться, придумав позицию Русской православной церкви. О мышках и кроликах никто и не вспоминает — все кричат одно: был homo sapiens, стал homo clonus.

Предел мечтаний наших ученых — хотя бы через пять лет получить денег, чтобы опробовать метод клонирования не то что на мышках, а всего лишь на клетках... Если все получится, то заниматься этим будет Всероссийский институт животноводства, что в пригороде Подольска. Здесь, вдали от цивилизации (до Москвы полтора часа на электричке), мирно существуют трансгенные животные.
       Никаких особенных примет этот научный мирок, несмотря на все его суперсовременные технологии, так и не приобрел. Та же старушка на проходной, обшарпанные длинные коридоры, голые казенные окна. В кабинете завотделом биотехнологий и то никакого, даже самого скромного, обаяния буржуазии не обнаружилось. Ни кожаного кресла, ни модной офисной мебели. Единственное украшение — немолодая чернильница на подставке «под мрамор» и такое же пресс-папье.
       — Клонирования в России нет, — заявил «Новой газете» зав отделом биотехнологий Всероссийского института животноводства РАН Лев Константинович Эрнст.
       Что нужно для клонирования? Мозги и деньги. Первого — навалом.
       — Наш научный сотрудник уехал в Германию. Так что вы думаете? Именно он фактически и осуществил тот нашумевший эксперимент, которым теперь хвастаются немцы. Бычков они клонировали! А то, что делал-то все наш человек, учили его всему здесь, в России... никто и не помнит, — жалуется Лев Константинович.
       Но и мы тоже не лыком шиты. Можем, как лесковский Левша, блоху подковать. Правда, пользы от нее — пшик. А вот муха трансгенная — да, это — дело. Это вам не овечку клонировать в стерильной западной лаборатории.
       — Берете клетку, меняете генетический код, — рассказывает Эрнст, — помещаете ядро с измененной ДНК обратно в клетку и получаете трансгенное животное. Или растение. Или насекомое.
       Технология очень сильно похожа на клонирование. Можно сказать, технологии-клоны. Только клонирование осуществляется где-то там, далеко, людьми в одноразовых халатах. А трансгеноз — вот он, в маленьком и бедном помещении Института животноводства.

* * *
       — Сейчас вы увидите нашу передовую технологию, — возвестил Лев Константинович.
       Трое сотрудников торжественно внесли грязный деревянный ящик и водрузили его на стол академика. На стенке ящика — пометка: «14.03.2003», а внутри под синей сеткой — некая коричневая масса.
       Научный сотрудник Алексей снял сетку и поковырял в ящике алюминиевой ложкой... Со дна выползли сотни, тысячи червей белых — таких рыбаки называют опарышами.
       — Ты их пошевели, видишь, они в углу спрятались, — переговаривались ученые.
       Противно... Но худшее было впереди.
       — Понюхайте! — почти потребовал Эрнст. — Чувствуете, запаха нет!
       — А что, должен быть? Земля как земля...
       — В том-то и дело, что четыре дня назад это был свиной навоз!
       Утилизация натуральных отходов (читай: навоза) — огромная проблема, над ней ломают головы сотрудники научных институтов всего мира. Свежий навоз сжигает почву, и нужно какое-то время, чтобы удобрение стало полезным. А в Институте животноводства создали мух, личинки которых вырабатывают специальную субстанцию... Навоз за пять дней превращается в чистейший гумус.
       — А у вас дача есть? А то взяли бы пакетик — помидорчики как на дрожжах расти будут!
       Эти мушиные детки могут перерабатывать тонны навоза. Способ — проще и дешевле не бывает. Эти личинки — червячки-многостаночники. Из них можно получать хитин (покровное вещество, которое используется в медицине и ценится буквально на вес золота); из них же делают муку, чтобы кормить свиней. Ученые уже ведут переговоры о применении технологии в промышленности. Все детали давно проработаны, даже модели необходимых приборов готовы.
       Хоть сейчас выпускай лабораторных червей на бескрайние навозные просторы родины.

* * *
       Начинаются эксперименты в лаборатории клеточного синтеза. За стеклянной дверью с табличкой «Посторонним вход воспрещен» бродят девушки в белых халатах, на полу — куча металлолома. Металлолом на поверку оказался инкубаторами, холодильниками, шкафчиками и прочими звеньями передовой технологии. Еще одна табличка «Не входить — культура клеток» — над дверью в маленькую комнатку. На обшарпанном столе — одинокий советский микроскоп, по углам и стенам — тоже старые аппараты. Зато ни пыли, ни паутины, стерильность соблюдена. Культура клеток по комнате не бегает и даже не летает. Кажется, ее вообще нет. Наткнувшись на две белые цистерны, литров на 20—30, как будто забытые в самом дальнем углу, спрашиваем лаборантку:
       — Что это?
       — Клеточные культуры. Они заморожены в жидком азоте при минус 186 по Цельсию. Перед тем как проводить опыты на животных, отрабатываем технологию изменения генетического кода на отдельных клетках.
       Дальше по длинным коридорам института мы перемещались уже в сопровождении солидной толпы аспирантов, лаборантов и прочей научной интеллигенции среднего звена. В последний раз журналисты здесь побывали так давно, что ученые уже не помнят, как они выглядят.
       Богом забытый институт? Может быть... Люди здесь, не спрашивая Бога, перекраивают его тварей, как хотят.
       — Сейчас вам покажут трансгенных кроликов, — возвестил Эрнст. — Они несут ген, который должен мешать отторжению клеток этих животных при пересадке их человеку.
       Одна из сопровождающих процессию заволновалась:
       — Я не пойду!
       — Почему?
       — Я крыс боюсь!
       — У вас и крысы трансгенные? А какая им введена генная конструкция? (Зря, зря было сымитировано глубокое знание биологии. Говорила же мама: «Не умничай!».)
       — Им ничего не введено, — смеется профессор Наталья Зиновьева. — Они обыкновенные. Дикие серые крысы. Бегают туда-сюда, в хлеву еды полно, ничего с ними сделать невозможно. Даже некоторые кошки их боятся…

* * *
       Кошек здесь полно. Тоже обыкновенных, дворовых. Пока мы разглядывали кроликов, в коридоре кошки устроили свару.
       — А, крысу обнаружили. А вообще от кошек польза не только та, что крыс пугают. Недавно крольчиха родила и умерла, а крольчат как кормить? Тут как раз кошка окотилась, так мы крольчат к ней подсадили, а она их выкормила.
       Выкармливание подопытных — вечная проблема. Вот ягнят, например, то из соски, как младенцев, кормят, то вообще к козам подсаживают. Казалось бы, чего тварь мучать, пусть мать и выкармливает. А матерей ученые «испортили»: ввели ген белка, отвечающего за свертывание молока. Гениальный замысел — овечку подоили, а сыр сам и свернулся.
       — Только произошло непредвиденное: молоко стало сворачиваться прямо у овцы в вымени.
       Ягнята остались без материнской груди.
       Чудеса генной инженерии стоят в хлеву. Два крошечных загончика, в каждом — по две овцы. Генетическими мутантами оказались только две «барашки». Овцы как овцы. Блеют. На Долли похожи. Рога отпилены в целях безопасности. (Хотя места, чтобы бодаться в загончиках, все равно нет.)
       Накладки случаются часто. В хозяйстве института живут уже восемь поколений свиней. С молоком трансгенные хрюшки выделяют человеческий гормон роста — спасение для низкорослых людей. Здесь все успешно: многочисленные анализы, которыми регулярно мучают свинок, показывают наличие гормона в их молоке.
       Однако ген встраивается в ДНК так, как ему хочется, и на это повлиять практически невозможно. В результате гормон роста повлиял на самих свиней: трансгенные хрюшки стали бодибилдерами, мышечная масса у них гораздо больше, чем у натуральных соплеменниц.
       Изменив ДНК, генетики мгновенно добились того, на что селекционеры тратят годы, а то и десятилетия. Придут ли теперь на смену хилым особям свиньи побольше и помясистее?
       — Вряд ли, — считает Эрнст. — Все-таки мы еще на уровне научного поиска. Будем проверять и перепроверять.

* * *
       Уже много месяцев ученые терпеливо откладывают яйца в инкубаторы Института животноводства. Курица, которая вырастет из пронумерованного яйца, будет, в свою очередь, нести яйца — но не простые, а научные. По замыслу, в них будет содержаться человеческий белок. Однако за долгое время кропотливой микроработы так ничего и не вылупилось.
       — Все-таки механическое вмешательство в эмбрион сильно влияет на процент выживаемости. Зато мы изучали погибшие зародыши — ген успешно встроился в ДНК, — рассказала научная сотрудница «цыплячьего» отдела.

* * *
       Чудо поджидало нас на улице. Шутка животноводов — коровозубр. Или зуброкорова. Названия гибриду, который в принципе отношения к трансгенозу не имеет, так и не придумали. Каждый называет, как хочет. В лесу его встретишь — на всю жизнь вегетарианцем станешь. Если убежишь. Весом в тонну, рогатое коричневое животное отдаленно напоминает обычную корову.
       — Это отличная идея — говорит Эрнст. — Гибриды, во-первых, дают гораздо больше мяса, чем корова, а по вкусу оно ничем не отличается, а во-вторых, могут жить на улице круглый год.
       Получились гибриды, в общем-то, случайно. У убитого зубра взяли и заморозили сперму, оплодотворили корову. Теперь зуброкоровы скрещиваются между собой.
       В загоне жмется к матери черный теленок.

Друзья!

Если вы тоже считаете, что журналистика должна быть независимой, честной и смелой, станьте соучастником «Новой газеты».

«Новая газета» — одно из немногих СМИ России, которое не боится публиковать расследования о коррупции чиновников и силовиков, репортажи из горячих точек и другие важные и, порой, опасные тексты. Четыре журналиста «Новой газеты» были убиты за свою профессиональную деятельность.

Мы хотим, чтобы нашу судьбу решали только вы, читатели «Новой газеты». Мы хотим работать только на вас и зависеть только от вас.
Стать соучастником