Сюжеты

КАК ПОССОРИЛСЯ ПЕТР ИВАНОВИЧ С СОЮЗОМ ПИСАТЕЛЕBИЧЕМ

Этот материал вышел в № 23 от 31 Марта 2003 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

 

С самого утра Петр Иваныч Иванов с движком в руках бороздит просторы у Рязанского муниципального культурного центра. Движок — здоровенный стальной лист, приваренный к металлической оглобле. Петр Иваныч, в сапогах со сломанной молнией и...


       

     
       С самого утра Петр Иваныч Иванов с движком в руках бороздит просторы у Рязанского муниципального культурного центра. Движок — здоровенный стальной лист, приваренный к металлической оглобле. Петр Иваныч, в сапогах со сломанной молнией и интеллигентских очах в тонкой оправе, толкает движок перед собой, сгребая снег в одну кучу. И так, пока зима не закончится, — Петр Иваныч работает дворником. Однако не умещается необъятная душа Иванова в узкие рамки дворницкой профессии. Петр Иваныч — поэт, издатель литературного альманаха; мало того, он еще и учредитель рязанской областной премии за достижения в области литературы и искусства «Круг света».
       
       В литературу Петр Иваныч ударился лет в семнадцать. Стихи, говорит, сами собой потекли — только успевай записывать. Ну а потом армия, ну а потом институт — тут уж не до высокого. Поучился Петр Иваныч немного в педуниверситете, немного в ветеринарном, но до диплома нигде не дошел. Потому что уже тогда был готов положить свою жизнь на алтарь поэзии, а поэту все эти академические излишества ни к чему.
       В большую литературу Петр Иваныч вошел во главе собственного литобъединения — профсоюза литераторов.
       — Были у нас и традиции свои, и свои лидеры, — вспоминает Иванов. — Вот Тамара Панкратова была — к самому Вознесенскому ездила. Он у нее даже строчку позаимствовал. Не по-хамски переписал, а попросил вежливо: можно, дескать, я у вас, Тамара, вот эту строчку возьму? А она: да берите, Андрей Андреевич, жалко, что ли!
       Перед профсоюзом с самого начала стояли высокие цели: борьба, борьба и еще раз борьба. И не с кем-нибудь, а с самим рязанским отделением Союза писателей:
       — Что есть наш Союз писателей? Пьянство на Есенина да эпигонство сплошное. В семидесятые еще их клеймили — за то, что все на один мотив пишут, а потом поняли: без толку. И назвали все это есенинским направлением.
       Словом, отказался талантливый рязанский поэт Петр Иванов от традиционного пития водки по памятным есенинским датам и выбрал стезю литературного оппозиционера. Но грянула перестройка, и народу как-то не до поэтических противостояний стало. Нужно было срочно принимать меры, и Иванов их принял: наладил выпуск собственной литературной газеты «Что-то новенькое».
       — Тогда времена другие были — с деньгами посвободнее обстояло. Я как раз в кинотеатре работал, вон там, — машет рукой Петр Иваныч, — тоже дворником. Вот и занялся издательским делом на досуге. Сам же газету и продавал.
       Через публикации стихотворений и критических эссе рязанских авторов пытался он разбудить провинциальную общественность. Но общественность не просыпалась. Сквозь сон торговала на рынках, проигрывала деньги в казино, а на литературу — ноль внимания. Посему газета не расходилась и в скором времени с миром почила.
       Тут еще и Букеровская премия… «Что ж это делается! — возмутился Петр Иваныч. — Это почему всякие иноземные букеры нашим писателям свои буржуйские премии дают? Куда глядит правительство? Куда глядит администрация Рязанской области, в конце концов? Почему не замечают ростки таланта на своей земле?». А когда утих праведный гнев Петра Иваныча, спросил он себя: «А я-то куда гляжу?». Так появилась премия «Круг света».
       Выбрать первого лауреата кругосветной премии было нелегко. Вроде талантов вокруг — пруд пруди, а достойных премии нет. Володька Корнилов, старый соратник по борьбе с союзписательскими графоманами, пришел, говорит: «Вкладывай, Петр, в меня деньги, я буду группу создавать». Просто так вкладывать не хотелось, пришлось отдавать премию — 250 рублей.
       Корнилов тоже личность неординарная. Создал в восьмидесятых собственное литобъединение «Самокат», даже выступил однажды перед широкой аудиторией. Дело было так: в 82-м году, в разгар андроповских облав, влез Корнилов на крышу торговых рядов в самом центре Рязани и начал оттуда читать свои стихи. Что-то про мотоциклы и свободу. Народу собралось человек с тысячу. Может, слышно было и не особенно хорошо, но сам поступок, говорят, смотрелся красиво. Это же надо проявить такое вольнодумство: влезть среди рабочего дня на крышу и оттуда — про мотоциклы!
       Завершилась вольнолюбивая акция неплохо. По крайней мере, лучше, чем могла бы. Выписали штраф за нарушение общественного порядка. А могли бы 206-ю припаять — «Злостное хулиганство».
       Вот такой отважный борец за свободу и стал первым лауреатом премии. Но и получив «кругосветку», Корнилов не изменил идеалам — он ведет здоровый образ жизни и активную концертную деятельность. «Вот только на Рязанское телевидение редко приглашать стали, — сетует он, деловито хозяйничая на своей небольшой кухне. — Надоело, говорят, одно и то же».
       Зато к Петру Иванычу в последнее время корреспонденты зачастили. И по телевизору его показывали, и даже репортер французской газеты «Либерасьон» как-то заезжал. Так приобрел Петр Иваныч мировую известность, оставаясь непризнанным на родине. Бывает, что на вручение премии никто из благодарных читателей и не заглянет, так — одни литераторы собираются… Выходит, по-настоящему талантливые люди стали никому не нужны.
       Но, как и прежде, старается Иванов донести искусство до читателя, хотя что-то тяжело стало нести на себе эту ношу. Вот, например, абсолютно незаслуженно остается без внимания его новый самиздатовский альманах — боевой листок «Безнадежное дело искусства», сокращенно — «БДИ». «Зачем я делаю эту газету? — задается вопросом Иванов в одной из передовиц. — Чтоб будущие историки знали положение страны на пороге третьего тысячелетия. Жить в этой стране нельзя!». Но, несмотря на благородные порывы Петра Иваныча, газету отчего-то не берут. Доходы от ее издания на сегодняшний день составляют 67 рублей без вычета затрат на расходные материалы. «Это потому, что умирает литературная жизнь в Рязани, — уверен Иванов. — И в первую очередь виноват в этом местный союз писателей».
       Борьба с продолжателями традиций Есенина тоже захлебнулась в пучине рыночных реформ.
       — Сначала предполагалось так, — делится планами борьбы Петр Иваныч. — Всеми этими газетами, премиями, выступлениями бросить им перчатку, заставить выйти один на один. А они не выходят. Только Бандорин — из местных — сказал мне как-то: «Что ж ты на слонов-то лаешь?!». Вот и все противостояние.
       Однако надеется еще Иванов на литературное возрождение Рязанщины:
       — Вот Светлана Нечаева, тоже лауреатка, в Москве на «Выхино» в палатке два года торговала, чтобы книжку свою издать. Ей говорят: брось ты эту блажь ну или по журналам походи. А она накопила денег — и издалась. Вот пока есть такие люди, остается смысл заниматься тем, чем я занимаюсь.
       
       А дворник из Иванова отличный. Нет на вверенном ему участке ни сугробов, ни гололедицы. И встречаются на площади перед культурным центром влюбленные, и ждут мамаши своих чад с занятий танцами, и прогуливаются пенсионеры из литературной студии «Родники», тоже, впрочем, графоманской.
       Я любопытствую:
       — Петр Иваныч, а дворник вы из принципа?
       — Ну почему же из принципа? Мне вот Корнилов в каптерке предлагал работать. Да не пошел я. Там график другой — времени для творчества совсем не останется.
       


Друзья!

Если вы тоже считаете, что журналистика должна быть независимой, честной и смелой, станьте соучастником «Новой газеты».

«Новая газета» — одно из немногих СМИ России, которое не боится публиковать расследования о коррупции чиновников и силовиков, репортажи из горячих точек и другие важные и, порой, опасные тексты. Четыре журналиста «Новой газеты» были убиты за свою профессиональную деятельность.

Мы хотим, чтобы нашу судьбу решали только вы, читатели «Новой газеты». Мы хотим работать только на вас и зависеть только от вас.
Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
Стать соучастником
Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera