СюжетыОбщество

ДАСТ ЛИ КОТ ПОКАЗАНИЯ ПРОТИВ БЕРЕЗОВСКОГО

Этот материал вышел в номере № 24 от 07 Апреля 2003 г.
Читать
КАК ЖИВИЛО И ХАЙДАРОВ САМИ СЕБЯ «КУПИЛИ» Можете себе представить американского судью, читающего полторы сотни решений российских провинциальных судов, написанных в свое время левой ногой за пятьсот долларов при полном непонимании сути...

КАК ЖИВИЛО И ХАЙДАРОВ САМИ СЕБЯ «КУПИЛИ»

М

ожете себе представить американского судью, читающего полторы сотни решений российских провинциальных судов, написанных в свое время левой ногой за пятьсот долларов при полном непонимании сути вопроса? Первые десять, очевидно, вызывали приступы смеха, последние — изжогу. В итоге Его Честь подумал: «И зачем нужен американской демократии российский бардак?». Эта мысль и нашла отражение в постановлении суда южного округа Нью-Йорка об отказе принять к рассмотрению иск одних российских олигархов к другим.

Так бесславно закончился процесс о 3 млрд: Хайдаров — Живило против Дерипаски — Махмудова — Тулеева — Черного и зачем-то пристегнутого к ним главного российского раввина Берла Лазара, который уж точно никакого отношения к металлургии не имеет. Истцами была допущена стратегическая ошибка: нельзя обвинять противную сторону в том, что вытворял сам. В итоге беглые олигархи Хайдаров и Живило надули сами себя.

Весь иск строился на одном довольно серьезном постулате: российские суды сплошь коррумпированы, и поэтому все дела Хайдарова — Живило там не рассматриваются должным образом, решения покупают враги, и, следовательно, спор может быть разрешен только в такой демократической стране, как Америка.

В поддержку истцов в Нью-Йорк должен был спарашютировать и Тайванчик, чьей экстрадиции требуют США. Его дело слушается в том же суде, и таких совпадений просто не бывает. Предполагалось, что Тайванчик выступит вынужденным свидетелем и на процессе о 3 млрд и расскажет какую-нибудь гадость о российских олигархах-ответчиках. Выстроив таким образом линию атаки, Хайдаров — Живило во главе с адвокатом Марксом уже потирали руки, сопровождая этот приятный процесс массовой пиар-кампанией на тему: «У Дерипаски отнимут миллиарды, и за это Абрамович его съест в чуме вместо строганины».

Но защита перевела на английский все 139 решений судов, которые шли по этому поводу в России, и завалила ими несчастного американского судью. Это был удар ниже пояса, поскольку большинство из этих процессов действительно проходили в каком-нибудь Усть-Переплюйске и их покупали направо и налево как сторонники одних, так и других. Правда, соратники Дерипаски вели боевые действия более активно, и потому решений судов в пользу Хайдарова — Живило было меньше — всего 16. Но они были, и, естественно, на тех же модных когда-то условиях: озолоченный провинциальный судья, кутаясь в одеяло в обшарпанном дворце правосудия, для которого самое громкое дело последнего десятилетия — кража куриц в особо крупных размерах, решал многомиллионный вопрос и росчерком пера останавливал гиганты индустрии.

Вот и было заявлено: выигрывали же суды, и как они смеют упрекать российское правосудие в продажности, коррумпированности и засорять мозги высокому американскому суду, вынужденному читать ахинею, написанную судьей из Лабытнанги?

Очумевший от прочитанного американский судья взвесил тонкую пачку выигранных дел и толстую — проигранных и сказал: а действительно, у вас же получалось судиться на родине, вот и пожалуйста, а мы-то, американцы, здесь при чем? Его понять можно: ведь ценники что на первые 16 решений, что на 123 оставшихся никто не вешал… И в итоге купленные суды превратились в юридический бумеранг, а традиционная российская забава — плевки в колодец — в очередной раз закончилась обтеканием.

Как только это решение было оглашено вслух, в венецианской камере, где томится поклонник танцев на льду, открыли бутылку «Дома Периньона». Выпито за то, что у Тайванчика теперь проблем будет много меньше. Конечно, по-прежнему нужно опасаться экстрадиции, но отвечать теперь ему придется только за себя. 16 апреля будет рассмотрена апелляционная жалоба Тохтахунова, при этом Олимпийский комитет заявил, что провел проверку и фактов взяточничества не обнаружил. Но это вряд ли что-то изменит: Тайванчик нужен американцам как криминальный бренд. Как бренд его и будут судить.

Н

о то, что на прошлой неделе случилось в Лондоне, затмило все скандалы последнего десятилетия. Документ, по слухам, пришедший в суд Ее Величества, очевидно, будет веселить не одно поколение юристов и разойдется по миру в комиксах. По Москве ходит история, похожая на чистую правду, как один из высокопоставленных работников Генпрокуратуры, пожелав выслужиться, решил-таки вынудить английское правосудие к экстрадиции Березовского. Для того пошел к английскому адвокату, дабы выяснить, что бы такое приплести Борису Абрамовичу. Англичанин заметил, что в представленных документах никаких поводов для высылки нет: «Вспомните, в чем обвиняли Пиночета, так Березовский по сравнению с ним — персонаж из Библии».

Но прокурорский не отставал, и окончательно замученный адвокат, чтобы отделаться и шутки ради предположил, что выслать Бориса Абрамовича могут, например, в том случае, если будет доказано, что он каким-то особо изощренным способом глумился над животными. В Англии, мол, с этим очень строго.

Сказано — сделано. Очевидно, не расценив всю тонкость английского юмора, представитель прокуратуры ринулся добывать доказательства. Нашел некую даму, которая указала в своем заявлении, что якобы была любовницей Березовского. Но кроме Бориса Абрамовича у девушки был еще и кот. И вот олигарх в припадке то ли ревности, то ли ненависти схватил этого кота за хвост и запузырил в предмет своей страсти, но промахнулся. Кот вылетел с 8-го этажа и погиб на асфальте смертью храбрых. Именно это преступление против звериной человечности, по мнению прокурора, должно было аукнуться в сердцах английских судей, и те, исполненные отвращения, просто обязаны выслать Березовского в Россию, причем в кандалах.

Сварганив нечто подобное, прокурорский заявился пред светлые очи начальства и сообщил, что Березовского он практически поймал — есть гениальный ход. Когда выяснились подробности, говорят, стоял такой мат, которого в прокуратуре не помнят давно. Но было поздно, потупив глазки, прокурорский сообщил, что материалы об убийстве кота уже в Лондоне.

Неясно, правда, что там с полнотой следствия — проводились ли следственные действия: были ли следственные эксперименты или эксгумация кота... Хотя почему-то кажется, что английский суд такими вопросами задаваться не станет. А российскую Генеральную прокуратуру от позора спасти может только выживший кот, которого убедят дать показания. Тогда дело за малым: доказать, что кот — подданный России и потому Бориса Абрамовича судить надо на родине.

Однако. Пришла информация о том, что Березовскому отказано в политическом убежище. Это определенный знак не в его пользу. Не думаю, правда, что это дух кота взывал к отмщению. Вмешалась политическая интрига, завязанная на сложностях российско-британских отношений. Исход дела возможен следующий: суд первой инстанции примет-таки решение о высылке, а в палате лордов подобный вердикт отменят. Английское благородное правосудие будет чисто, а вот «мерзавцы»-лорды, которые никогда не участвовали в судьбах народа, решат по-своему: «А что мы можем с ними сделать, — скажут англичане, — сидят себе в париках на мешках с шерстью…» И пчелы целы, и мед на месте.

ведущий рубрики «Новой газеты»

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow