Сюжеты

Афера № 2: НАВЯЗЧИВЫЙ СЕРВИС, или «НЕ ЖДАЛИ!»

Этот материал вышел в № 25 от 10 Апреля 2003 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

Мы продолжаем знакомить читателей с «грязными» приемами, которые используются во время проведения выборных кампаний для манипуляции сознанием избирателей с целью достижения «нужных» результатов голосования (начало см. в № 20 «Новой...


Мы продолжаем знакомить читателей с «грязными» приемами, которые используются во время проведения выборных кампаний для манипуляции сознанием избирателей с целью достижения «нужных» результатов голосования (начало см. в № 20 «Новой газеты»)
       
       Термин «грязные технологии» надежно связывается в народном сознании с категорией людей, называемых политтехнологами.
       Однако манипулировать во время выборов нами, избирателями, пытаются не только люди, которые зарабатывают на выборных кампаниях неплохие деньги, но и сама власть по всей ее вертикали. Несмотря на то что на страницах газет и с экранов телевизоров представители властных структур и политики «искренне» клянутся нам в том, что выступают за честные и свободные выборы.
       Однако у власти есть гораздо больше возможностей применять так называемые грязные технологии, чем у политтехнологов, поскольку она всегда опирается на самую мощную поддержку – административный ресурс. Оговоримся, что под «грязными» приемами понимаются как те, которые мы называем морально и этически нечистоплотными, так и те, которые попросту являются нарушением избирательного законодательства.
       Итак, человек имеет право ходить на выборы и не ходить на выборы. Разумеется, это не может устраивать любую власть. Поскольку она заинтересована, чтобы, во-первых, выборы состоялись. Во-вторых, чтобы был избран именно тот кандидат, который ее устраивает.
       Аксиома, известная всем, кто когда-либо проводил выборы: в условиях низкой явки всегда (!) резко повышаются шансы кандидата от партии власти. Рейтинг у другого кандидата может быть очень высоким, но при низкой явке он все равно проиграет. И картина по результатам выборов получается противоположной той, которая была представлена в предвыборных социологических опросах.
       Причина понятна: у партии власти всегда есть так называемая фора, которая обеспечивается прежде всего чиновниками, голосующими по команде «сверху», а также довольно надежным социальным слоем избирателей, как правило, всегда поддерживающих представителей власти, — пенсионерами. Ведь бюджеты советов ветеранов и пенсионных фондов зависят от властных структур. Председатель совета на заседании может открыто заявить: «Наш кандидат на выборах – такой-то. Голосуем за него».
       Нужный процент обеспечат также «население» следственных изоляторов и военнослужащие, на которых, как правило, оказывается или открытое, или замаскированное давление.
       
       Что делает власть
       Какая главная головная боль властей? Правильно! Чтобы выборы состоялись, то есть был преодолен тот барьер явки, который делает выборы легитимными. Однако и здесь власть старается не переусердствовать, поскольку, как уже было сказано, чем ниже явка избирателей, тем больше шансов быть избранным именно кандидату от властных структур.
       Естественно, прежде всего власть «держит руку на пульсе» хода голосования. Через каждые два часа в избирательную комиссию поступает информация о том, какой процент избирателей проголосовал на такой-то час. Если становится очевидным, что выборы могут не состояться, срочно дается команда избирательным комиссиям совершить обход с урной по квартирам.
       Вот тут и кроется некая «тонкость» сюжета. Для того чтобы избиратель получил право проголосовать на дому, а члены избирательной комиссии получили право прийти к нему домой в обнимку с урной, должны быть веские причины: невозможность для избирателя перемещаться, тяжелая болезнь или что-то еще. В таком случае избиратель должен добровольно написать заявление с просьбой дать ему возможность проголосовать на дому и передать его с родственниками, знакомыми или соседями в избирательный участок. Или в очень редких, специально оговоренных случаях сообщить об этом в избирательную комиссию по телефону.
       То есть членам избирательных комиссий выезжать на дом с урной для голосования без заявления граждан категорически запрещается. Более того, после 16 часов прием любых заявлений вообще запрещен.
       Но нередко, когда, что называется, на кону стоит прохождение кандидата от партии власти, включаются административные рычаги по вертикали власти: например, избирком субъекта Федерации может надавить на участковые избирательные комиссии, и председатель комиссии в обход закона принимает решение «приделать к урне ножки». Послушные административному давлению члены избирательных комиссий выезжают без приглашения. Уж больно заманчив и прост прием и очень похож на вполне безобидную услугу для ленивого или нерешительного избирателя.
       Обычно выезжает целая делегация: один или два члена избирательной комиссии, сопровождающий милиционер (страж закона!) и нередко – наблюдатель, независимо от того, какую позицию в данном случае он занимает.
       Человеку звонят в дверь, отрывают от телевизора, поднимают с дивана и просят проголосовать и написать заявление о том, что румяный гражданин тяжко болен и сам попросил принести урну для голосования домой. При активном использовании этого нечестного приема избирательная комиссия может за день выборов обойти десятки домов. Ведь члены комиссий, как никто другой, знают, что для нужного результата совсем даже не важно, за кого проголосует избиратель. Он вполне может опустить свой бюллетень не за кандидата от партии власти. Фора все равно сделает свое дело.
       Потом даже не придется подтасовывать бюллетени, поскольку того мощного административного ресурса в лице надежной армии чиновников, пенсионеров и прочих категорий зависимого от власти электората будет вполне достаточно, чтобы «задавить» всех других кандидатов.
       Стоит, вероятно, напомнить, что такие действия членов избирательной комиссии, независимо от того, чей приказ они выполняют, являются грубым нарушением процедуры голосования, нарушением свободного изъявления воли избирателя и преследуются в уголовном порядке.
       Стоит заметить, что, однако, никто не запрещает членам избирательных комиссий в день голосования призывать людей прийти к урнам, не упоминая имен ни одного из кандидатов и не используя наглядной агитации за них. Можно дудеть в дудку, кричать в мегафон на улице. Правда, стоит опасаться милиционеров. Позволительно даже позвонить по телефону избирателям домой и сказать: «Сегодня – выборы. Ждем вас на избирательном участке — голосуйте за кого хотите».
       
       Что делать наблюдателю
       Любой наблюдатель, вооруженный Законом о выборах, вправе заявить председателю избирательной комиссии о недопустимости выездов на дом без письменного заявления граждан, то есть он может попытаться пресечь попытку нарушения Закона о выборах. Необходимо собрать свидетельские показания людей, которых посетили нежданные гости с урной; о том, что они с письменной просьбой принести урну на дом в избирательную комиссию не обращались.
       Если на председателя комиссии не действует устное обращение, наблюдатель должен составить акт о нарушении законодательства. В случае если не последует никакой реакции, он должен обратиться в вышестоящую избирательную комиссию, вплоть до ЦИКа. И обязательно привлечь к фактам нарушения средства массовой информации.
       Кроме того, если такого рода нарушения происходят в массовом порядке, он имеет право обратиться в суд. Если будет доказано, что такие манипуляции происходили на трети избирательных участков в округе, то результаты выборов могут быть судом оспорены и признаны недействительными.
       
       P.S. Редакция благодарит Тимофея ФЕДОРЕНКО, политического консультанта Центра политических технологий, за помощь в подготовке материала.
       


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera