Сюжеты

С ОБРАЗОВАНИЕМ В РОССИИ СКОРО СТАНЕТ ЕЩЕ ЛУЧШЕ

Этот материал вышел в № 25 от 10 Апреля 2003 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

Директор Образовательных программ Федерации Интернет Образования (ФИО) Светлана Михайловна Авдеева была назначена руководителем рабочей группы Национального фонда подготовки кадров (НФПК). Рабочей группе предстоит подготовить к реализации...


       
       Директор Образовательных программ Федерации Интернет Образования (ФИО) Светлана Михайловна Авдеева была назначена руководителем рабочей группы Национального фонда подготовки кадров (НФПК). Рабочей группе предстоит подготовить к реализации проект Министерства образования РФ «Информатизация системы образования». После субботнего семинара она любезно согласилась рассказать корреспонденту «Новой газеты» о сущности проекта.
       
       — Светлана Михайловна, вы только что были на семинаре. О чем там шла речь?
       — Семинар был посвящен подготовке первого компонента будущего проекта информатизации системы образования. Компонент называется «Создание учебных материалов нового поколения». Для того чтобы информатизация образования состоялась, необходимы: поставка компьютерной техники в школы и подключение ее к интернету, обучение педагогических коллективов новым подходам к обучению, с включением современных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), и наличие цифровых учебных ресурсов, которые позволили бы педагогу эффективно использовать компьютер в образовательном процессе.
       Смысл в том, чтобы то содержание, которое мы привнесем в школу, не было бы слепком с бумажного учебника. Электронный образовательный ресурс должен быть другим. Тот учебник, который существует, выполняет свои функции, и его не нужно в чистом виде выкладывать в интернет. Проект рассчитан на создание таких ресурсов, которые развивали бы творческие способности ребенка, готовили его к жизни в информационном обществе. Они должны не только давать необходимые знания, но и мотивировать ученика к активной познавательной деятельности. К тому же крайне важно с самого раннего детства прививать навыки информационной культуры: умение работать с компьютером, искать нужную информацию, уметь ее проанализировать и преобразовать применительно к решению той или иной задачи, разнообразным целям деятельности.
       — Будут ли использованы какие-то имеющиеся ресурсы интернета: библиотеки, энциклопедии?
       — Естественно, проект не начнется с чистого листа. Главная его задача — сделать образование более эффективным. Будут проводиться анализ имеющихся ресурсов, положительных и отрицательных моментов их применения, отбор качественных ресурсов с точки зрения информации и способов ее подачи. При подготовке программы должны быть учтены все моменты, с которыми уже сталкивалась система российского образования.
       — Вы говорили о втором компоненте — подготовке учителей. Разве не этим уже занимается Федерация Интернет Образования (ФИО)?
       — ФИО обучает преподавателей интернет-технологиям, а здесь немного более широкий профиль: не только использование интернета, но и специализированных информационных ресурсов. Безусловно, опыт Федерации Интернет Образования уже есть, и он будет обязательно использован, так же как и опыт образовательных программ, которые уже создавались.
       — Обучение будет проводиться обязательно или по желанию самих учителей?
       — Ничего обязательного, кроме внутренней мотивации, быть не может. И учить обязательно — это пустая трата государственных денег. К примеру, у нас в ФИО учится достаточно большое количество педагогов. А количество тех, кого планируется обучить, на порядок выше. Естественно, мы старались и будем стараться учить только мотивированных учителей, то есть тех, кто делает попытки учить детей с использованием ИКТ, у кого есть хотя бы навыки использования компьютера в их профессиональной деятельности.
       Проект рассчитан на реализацию в семи пилотных регионах. В каждом федеральном округе выбран регион, в котором будет реализовываться проект.
       — Будет ли ориентировано то, что предлагается средней школе, на требования высшей школы? Будут ли разрабатываться совместные проекты с вузами?
       — Естественно, мы будем учитывать образовательные минимумы, которые обеспечивают преемственность средней и высшей школы. Все наши проекты будут рассчитаны на разные категории учащихся: на учащихся обычных средних школ, на одаренных детей, на детей со специальными потребностями. Проект очень масштабный и охватывает общеобразовательные школы и начальное профессиональное образование. Из вузов будут включены в проект лишь педагогические, чтобы сразу учить молодых педагогов в парадигме новых образовательных технологий, чтобы они могли работать с компьютером, как с мощным инструментом обучения.
       — Неужели Министерство образования наконец решилось взяться за реформу средней школы?
       — На самом деле мы уже давно отказались от понятия «реформа»; здесь подразумевается, скорее, модернизация: постепенный переход к новым формам образования.
       Система образования сама по себе консервативна, и это — ее неотъемлемое свойство как социального явления. С учетом переходных периодов 1985 — 2000 гг. именно консервативность образования обеспечила его устойчивость, не позволила расшатать или сломать систему. Благодаря этому мы до сих пор получаем довольно приличное образование. Но уже настало время постепенно менять и сам характер образования.
       Нужно, безусловно, помнить, что ситуация в школах Москвы и других больших городов существенно отличается от ситуации школ в глубинке. Первые результаты можно ожидать не ранее 2007 года. А при подготовке реализации проекта не следует забывать, что главная его цель — заложить основы системы подготовки учащихся к жизни в новом информационном обществе.
       


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera