Сюжеты

ТОТАЛЬНЫЕ ЗАПРЕТЫ ПРОИГРЫВАЛИ ВСЕГДА

Этот материал вышел в № 25 от 10 Апреля 2003 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

Помните словосочетание «черный пиар»? Выборы в Госдуму, потоки грязи со всех телеканалов, Доренко и «человека, похожего на...»? Вспомнили «золотые» для народившихся тогда пиарщиков 97—98-е годы? Сейчас на эту тему снимают модные фильмы об...


       
       Помните словосочетание «черный пиар»? Выборы в Госдуму, потоки грязи со всех телеканалов, Доренко и «человека, похожего на...»? Вспомнили «золотые» для народившихся тогда пиарщиков 97—98-е годы? Сейчас на эту тему снимают модные фильмы об олигархах и популярные сериалы про братву. Значит ли это, что тех самых «черных пиарщиков» смыло волной времени? Нет, люди никуда не делись. Самые удачливые открыли свои пиар-агентства, а те, кто был на подхвате, расползлись по газетам и журналам, где затаились в ожидании нового заказа в отделах «спецпроектов», справедливо полагая, что на любой товар найдется свой покупатель.
       Однажды, весной 2002 года, в средней руки пиар-агентство явился такой вот Покупатель. Он был обеспокоен резким падением тиража одного из принадлежащих ему изданий, молодежного еженедельника. Тираж у него плавно и методично отвоевывал ближайший конкурент — еженедельник Издательского дома «КоммерсантЪ» «Молоток». Обрисовав ситуацию, Покупатель сказал: «Будем мочить «Молоток». И заплатил, причем так, чтобы никому и ни за что не было обидно.
       И процесс пошел. Люди стали действовать по проверенным в конце 90-х схемам. Как скомпрометировать человека? Показать его по всем каналам занимающимся сексом. Или обвинить в нестандартной сексуальной ориентации. Страна, традиционно табуирующая наличие секса в жизни любого своего индивида, должна реагировать безотказно. Уничтожением.
       Эта же схема должна была подействовать и в случае с «Молотком».
       Сочинили «мать двоих детей». Нарекли ее… скажем, И. Писаревой (вариант: М. Павловой). Писарева, оправдывая свою фамилию, начала писать письма в прессу и Министерство по делам печати, телерадиовещания и средств массовой коммуникации. В письмах Писаревой (Павловой и прочих) говорилось: «Журнал «Молоток», зарегистрированный как издание для молодежи, оскорбляет общественную нравственность, распространяет порнографию, растлевает детей, глумится над общечеловеческими ценностями».
       Однако результат совершенно не соответствовал вложенным деньгам. Пиар-агентство перешло к следующей стадии работы. «Письмо матери» было разослано во все ведущие СМИ России, а также направлено в Головинский суд города Москвы в качестве иска к журналу «Молоток» с требованием отзыва лицензии. Справедливости ради стоит отметить дружную реакцию журналистского сообщества, с порога завернувшего «заказуху». Лишь несколько изданий не погнушались пополнить свой бюджет, опубликовав «письмо», но прикрывшись стыдливым значком «на правах рекламы».
       В принципе расчет был верным. Немногие люди готовы к тому, чтобы дети были просвещеннее их самих в вопросах секса. Им хотелось бы сформировать общество, воспитанное в рамках «Домостроя», — такими людьми легче управлять, таких людей удобнее использовать (во всех смыслах). Они с радостью запретили бы все.
       Но факты – вещь упрямая. В стране практически экспоненциально растет число абортов у несовершеннолетних, венерических заболеваний и число самоубийств на сексуальной почве. «Молоток» стремится информировать, предотвращая по возможности описанные выше проблемы. Журнал доступным языком рассказывает детям о безопасном сексе, использовании презервативов, профилактике венерических заболеваний, ранней беременности и абортах. Под необходимым (для рентабельности любого молодежного издания) соусом из историй жизни поп-звезд «Молоток» из номера в номер пропагандирует отказ от «стихийного» секса, заботу о здоровье близких и терпимость.
       Информация о проблеме, явлении – далеко не всегда есть реклама. Иначе придется признать кощунственную мысль, что Библия рекламирует зло, поскольку о нем в ней говорится достаточно много.
       При наличии проблемы есть несколько подходов – тотальное замалчивание и запрещение. А еще снижение вреда. Тотальное запрещение проигрывало всегда.
       Путь, ведущий к наименьшим людским потерям (моральным и физическим), – просвещение и снижение вреда от незнания. «Молоток» пытается просвещать детей, призывает их беречь себя от пороков современного общества, предохраняться от венерических болезней, расти сознательными и независимыми людьми. Многим же хочется закрыть проблему в принципе. Вместе с «Молотком».
       И, однако, закрыть «Молоток» Покупателю оказалось не под силу.
       На суд, состоявшийся 20 августа 2002 года, мать, обеспокоенная судьбой своих двух детей и общества в целом, увы, не явилась. Не наблюдалось также и толп других обеспокоенных родителей. Судья дело по иску к «Молотку» прекратила.
       Пиар-агентство же, осознав, что заказ не выполнен и солидный бюджет уплывает, вовремя проявило смекалку. И решило продать накопленный материал… редакции «Молотка». К вящему удивлению представителей агентства, «Молоток» ответил отказом.
       Покупатель же тем временем продумывает новые ходы. Ведь «Молоток» продолжает набирать обороты, а журнал Покупателя их быстро и необратимо теряет.
       


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera