Сюжеты

ОН НАШЕЛ ТРИ СТИХОТВОРЕНИЯ ПУШКИНА

Этот материал вышел в № 25 от 10 Апреля 2003 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

А.Н. Островский «Доходное место». Режиссер — Константин Райкин. Театр «Сатирикон» Русская драматургия впервые поставлена на сцене «Сатирикона» — и только поэтому премьеру «Доходного места» можно считать событием сезона. Константин Райкин...


А.Н. Островский «Доходное место». Режиссер — Константин Райкин. Театр «Сатирикон»
       
       Русская драматургия впервые поставлена на сцене «Сатирикона» — и только поэтому премьеру «Доходного места» можно считать событием сезона. Константин Райкин был верен своему правилу: встал за режиссерский пульт – на сцену не выходи. Пока поклонники актерского таланта Райкина плачут, спектакль стал поводом для заметного дебюта райкинской студентки из Школы-студии МХАТа Глафиры Тархановой в роли Полиньки и принес новые интересные роли двум молодым сатириконовским премьерам – Денису Суханову в роли бедного племянника Жадова и Григорию Сиятвинде в неожиданной даже для его универсального амплуа роли старого чиновника Акима Акимыча Юсова. В другом составе Юсова играет Алексей Якубов, и его версия непобедимого чиновника, поднявшегося из грязи в князи, не менее убедительна...
       
       Героям Островского не дают скучать в уютных замоскворецких особняках и сочно выговаривать старомосковские словечки. Им поручено вести себя деловито и споро, несмотря на имеющиеся у каждого личные драмы: горе горюй, а дело делай. Известный художник по костюмам Мария Данилова одела барышень в актуальном смешанном стиле фьюжн – кому остромодные шаровары, кому фантастических размеров шляпки с перьями. Более обыкновенно одетых мужчин художник Борис Валуев посадил в офисные кресла с колесиками, не вставая с которых они, как клерки всего просвещенного мира, дискутируют в рабочие часы досуга.
       Дельартовские корни сатириконовской эстетики и привычка ставить западную разговорную драматургию принесли в «Доходном месте» неожиданные плоды: и модно одетые женщины, и ленящиеся приподняться из кресла мужчины разговаривают много, необъяснимо громко и на пределе обличительно-защитительного пафоса. Больше всего почему-то надрываются те, кто, по идее, должен чувствовать за собой тихую и всемогущую власть денег: элегантный, с умным и жестоким глазом бизнесмен Вышневский Юрия Лахина (постановка позволяет употребить это заимствованное слово) и его помощник Юсов.
       Можно попытаться объяснить их пыл от века актуальной остротой сюжета: на наших глазах молодой человек претерпевает ужасные душевные муки, отказываясь от хлебного места при дядюшке, и сносит унижения от любимой молодой жены, желающей красиво одеваться и не разбирать мужниных источников дохода. Денис Суханов моментами срывается на интонации Шантеклера в одноименном спектакле; кажется, в народе такое поведение называется «петушиться». Вообще кажется, что он поначалу халтурит и играет вполноги. Но в сцене метаморфозы, где его Жадова буквально выворачивает наизнанку и открытое лицо честного бедняка волшебным образом меняется на лживую текучую маску, становится понятно, что актер просто копит силы на такое энергозатратное преображение.
       Его злейшим оппонентам финансистам-реалистам, берущим взятки и разбирающимся в тонкостях мздоимства и лихоимства, в спектакле тоже дано человеческое лицо, и в этом, пожалуй, главная особенность постановки. Вышневского не любит жена, и он всю жизнь покупает ее любовь подарками. Юсов любит потанцевать, приняв лишку: истовый и уродливый танец чиновника, окруженного приплясывающими, не вставая с кресел, подчиненными, – одна из самых сильных сцен спектакля. И получается, что в жизни нет правых и неправых, а есть пожившие и повидавшие реалисты и неопытные идеалисты, только и прочитавшие много умных, но не имеющих отношения к жизни книг.
       Классический финал, в котором пристыженный дядюшкой Жадов опоминается и возвращается к своему принципу «не укради», а жена, облившись слезами раскаяния, признается в своей бескорыстной любви, хорош как раз отсутствием ясной и четкой морали: нажитое годами добро Вышневского, пойманного на взятках, взмывает ввысь да так и остается в подвешенном состоянии: все, мол, относительно на этом свете. И сатириконовский зритель, среди которого традиционно преобладают вышневские и юсовы, способен оценить эту красивую сцену.
       В каждом из нас живут и борются два этих типа — расчетливый дядюшка и племянник-идеалист. Ответ на вопрос, кто из них победит, так же случаен, как для парящего дивана — вероятность сорваться со своего троса: на все воля Божья.
       


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera