Сюжеты

ДЫРКА ОТ БУБЛИКА — ЭТОТ ВАШ «АКТУАЛЬНЫЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ПРОЦЕСС»: ГОСПРЕМИЯ ПРЕВЫШЕ ВСЕГО

Этот материал вышел в № 25 от 10 Апреля 2003 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

ЭТОТ ВАШ «АКТУАЛЬНЫЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ПРОЦЕСС»: ГОСПРЕМИЯ ПРЕВЫШЕ ВСЕГО Официальный взгляд на искусство представлен в Третьяковке на Крымском Валу. Взгляд этот суров и очень прямолинеен, хотя смотрит не только государство. С тех пор как...


ЭТОТ ВАШ «АКТУАЛЬНЫЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ПРОЦЕСС»: ГОСПРЕМИЯ ПРЕВЫШЕ ВСЕГО
       
       Официальный взгляд на искусство представлен в Третьяковке на Крымском Валу. Взгляд этот суров и очень прямолинеен, хотя смотрит не только государство. С тех пор как номинантов наряду с МОСХ выдвигают галереи и журналы, посконные пейзажи Страхова разбавлены живописью Слепышева, монструозные памятники соседствуют с не менее чудовищной, но более маргинальной скульптурой.
       Видно, что государственный статус премии внутренне обязывает к серьезности даже независимых ценителей. Уж если абстракция — то масштаба Николая Наседкина, если живопись — то обязательно парадная, которая, кроме Третьяковки, и не поместится никуда, если — страшно сказать! — инсталляция — то обязательно против террора. Невнятный китчевый «Re-Ценптуализм» Ольги Победовой — о жертвах 11 сентября и бартовской «смерти автора». Единственное радующее глаз исключение — камерная, граничащая с «наивом» живопись на старых досках и кровельном железе от Ирины Затуловской, которая номинирована «Ковчегом», а вообще идет нарасхват — от «Улицы ОГИ» до «Арт-Манежа». Справедливо и, к сожалению, посмертно номинирована искусствовед Нина Дмитриева — ее «Краткая история искусств» выдержала семь переизданий.
       То, что актуальный художественный процесс аккуратно обойден по краям, как дырка от бублика, остается за скобками. Зато выявлен основной критерий оценки – «наше все». Пушкин — герой живописи, Пушкин — в камне, Пушкину посвящен графический цикл Акритас… Большинство номинантов — академики, сплошь «народные» и «заслуженные». Где новые имена? Несколько лет подряд выдвигают «жизнерадостную палитру» Кима Бритова и действительно достойную графику Альбины Акритас. За гранью добра и зла — многие скульптурные композиции и живописный «Иисус» в золотой раме от патриарха Рукавишникова. Зато очень похож на современное искусство видеофильм про открытие его же памятника Татищеву в Ставрополе.
       Интриги не получилось: общественность ждет, что наградят обиженного москвичами скульптора — не за Булгакова, так хоть за Радищева.
       Не менее предсказуемо и политкорректно выглядит архитектурная номинация в Доме архитектора в Гранатном переулке. Всем сестрам по серьгам. На первом плане — здание-город Школы драматического искусства Анатолия Васильева с внутренней улицей, галереями и отсылкой к шекспировскому «Глобусу». Теннисный центр на Рублевском шоссе, встроенный в зеленый холм, — модная экологическая тенденция в современной архитектуре. Не забыта и новая станция метро «Аннино» с хайтековскими куполами. Прославленный архитектор Хазанов представлен мемориальным парком «Катынь» в смоленском лесу, где долгие годы расстреливали жертв репрессий. А дальше — все равно «ХХС», зал церковных соборов, Михаил Посохин и правдивые слова аннотации о райских садах над пандусами, «не имеющих аналогов в отечественной архитектуре».
       


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera