Сюжеты

ВЫДЕРЖКИ ИЗ ДОКЛАДА ХАСБУЛАТОВА И РЫБКИНА «ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОЙНЫ В ЧЕЧНЕ»

Этот материал вышел в № 26 от 14 Апреля 2003 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

— Трудно сказать, почему отказали в выступлении. Официально сослались на процедурные моменты. Хотя в Англии и вообще в зарубежных странах не принято обращать внимания на подобные вещи. А тут обратили. Я лично не стал спорить. И мы с Иваном...


       

       — Трудно сказать, почему отказали в выступлении. Официально сослались на процедурные моменты. Хотя в Англии и вообще в зарубежных странах не принято обращать внимания на подобные вещи. А тут обратили. Я лично не стал спорить. И мы с Иваном Петровичем решили покинуть форум. Я могу объяснить происшедшее так: собрались богатые люди для приятного времяпрепровождения, чтобы поговорить о том, как все благополучно складывается, а тут такая неприятная тема – экономика войны…
       Тем более что цифра получается сравнимая с годовым бюджетом страны. Разве это понравится? При том, что врачи, инженеры бедствуют. А кто за отказом стоит – я не любитель таких догадок. Предположения, конечно, есть, но я бы не хотел их озвучивать. Доклад все равно разошелся. И это очень важно, чтобы он дальше распространялся. Ведь убийства, мучения, трагедии – это все уже скользит по поверхности, люди уже не воспринимают это, и, естественно, никто не связывает это со своей зарплатой. А вот если шахтер узнает, во сколько нам обходится эта война, он задумается.
       

  
       Военные расходы
       Структура военных расходов весьма сложна и запутанна.
       <…> Практически невозможно подсчитать в полной мере расходы на войну. Они идут по разным министерствам — Министерство обороны, Министерство внутренних дел (МВД), Министерство по чрезвычайным ситуациям (МЧС), Федеральная служба безопасности (ФСБ), Министерство связи, Федеральная пограничная служба (ФПС), отдельно — Главное разведывательное управление Генштаба, отдельно — Северо-Кавказский военный округ, отдельно — по статьям управлений МВД субъектов России, которые направляют свои милицейские отряды на временное командирование в Чеченскую Республику.
       <…> Если исходить из данных, на которые можно сослаться, получается следующая картина:
       <…> Стоимость техники. Это величайшая тайна Генштаба, к которой, вероятно, не имеют доступа даже генералы Минобороны, — не секрет, что между руководством Генштаба и Минобороны существуют серьезные разногласия. <…> Речь идет о влиянии на финансы, кадровую политику, использование финансовых средств.
       <…> Трудно точно подсчитать стоимость загубленной в военных операциях техники, использованных снарядов, ракет и прочей амуниции. Но речь, безусловно, по разным сведениям, идет о громадной сумме — от 5 до 8 млрд долларов за весь период, с августа 1999-го по март 2003 года.
       Под воздействием чеченской войны происходит быстрое оживление военно-промышленного комплекса. Заказы в него идут не только по линии Минобороны, но и чуть ли не по десятку иных министерств и ведомств (за последние два года они превысили 9 млрд долларов — танки, самолеты, вертолеты, десантная техника, разные модификации тяжелого и ручного стрелкового оружия, военная электроника и т.д.).
       Если свести воедино разрозненные и весьма скупые сведения по затратам РФ на вторую чеченскую войну, они выглядят следующим образом:
       «Контртеррористическая операция» в Дагестане со 2 августа по сентябрь 1999 года — 870 млн долларов. Развертывание войск и война в Чечне с сентября 1999 года и до конца 2000 года — 10—12 млрд долларов; военные операции 2001 года — 11—13 млрд долларов; военные операции 2002 года — 10—12 млрд долларов; военно-карательные операции за 3 месяца 2003 года — около 3 млрд долларов.
       <…> … приводимые нами данные — это, скорее всего, нижний потолок реальных цифровых показателей.
       <…> …в обеих войнах численность экспедиционных сил порой превосходила 200 000 человек — одно содержание этих войск обходилось в огромные суммы, традиционно не отражающиеся в отчетах военных во всей полноте.
       <…> Интересно и то, что первая война в основном финансировалась за счет западной помощи, вторая война — за счет высоких цен на нефть и газ.
       
       Экономический ущерб, нанесенный Чеченской Республике
       Согласно… докладу А. Илларионова, экономический ущерб ЧР с 11 декабря 1994 года по середину июля 1995 года… был оценен в 6 млрд долларов. Однако за последующий год военных действий разрушительные последствия войны сказались во много крат больше. И соответственно эту цифру в 6 млрд. долларов можно рассматривать как своего рода «точку отсчета» (при том, что федеральные власти многократно занижали даже этот показатель).
       <…> Подсчитать, сколько стоили более 500 уничтоженных полностью мощных промышленных, энергетических и иных объектов, — дело непростое. Однако, по расчетам экономистов ЧР, это более 25 млрд долларов. Полностью разрушенная производственная инфраструктура — это 5—7 млрд долларов. Хищения и грабежи личного имущества населения солдатами и офицерами федеральных сил — более 5 млрд долларов. Хищения нефти и нефтепродуктов ими же — не менее 4—5 млрд долларов. Экологический ущерб республике — более 10 млрд долларов. Полностью разрушенный жилой массив Грозного, в котором проживали 400 000 человек, — это не менее 30 млрд долларов. Уничтожение и повреждение жилого фонда других городов и сел республики — не менее чем на 5—10 млрд долларов.
       <…> По самым заниженным данным, экономический ущерб, причиненный в ходе двух кровопролитных войн в Чечне, составляет не менее 100 млрд долларов.
       <…> Все это требует огромных по масштабам восстановительных работ, которые физически Россия не в состоянии осуществить. Те немногие деньги, которые она выделяет, фактически наполовину оседают в Москве, а наполовину предназначены для кормления коллаборационистского чиновничества в Грозном и поддержания видимости власти. Для иллюстрации сказанного приведем некоторые цифровые данные:
       С ноября 1994 года по октябрь 1995 года «главой правительства» Чечни являлся Саламбек Хаджиев. За этот период на цели «восстановления» израсходовали около 2 млрд долларов — только за счет федерального бюджета. Как расходовались и куда направлялись «нефтяные деньги» (Чечня добывала стабильно около 3 млн тонн нефти в год, и даже в самые жестокие бои нефтедобыча и ее перевозка не затрагивались этими боями), этого никто не знает. Точнее, власть не желает этого знать.
       С октября 1995 года по август 1996 года республикой руководили Доку Завгаев, Николай Кошман (ныне — председатель Государственного комитета по делам строительства и снова занимается «чеченскими деньгами»). За этот период из федеральной казны Чечне были отпущены средства более чем в 6 млрд долларов. По данным многочисленных СМИ, в Грозный поступила всего лишь третья часть этой суммы…
       С 12 июня 2000 года временным главой администрации Чечни назначен Ахмад Кадыров, куратором в федеральном правительстве являлся Виктор Христенко. Последний заявил, что на 2000 год на Чечню запланировано 7,5 млрд рублей (около 230 млн долларов). На 2001 год было запланировано 14,9 млрд рублей (около 500 млн долларов), на 2002 год — 14,5 млрд рублей (более 430 млн долларов). На что потрачены эти деньги, если не иметь в виду некоторую часть пенсионеров, заработную плату полицейских и незначительное число административных служащих, неизвестно, поскольку жилищное строительство даже не начато…
       

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera