Сюжеты

ВОСЕМЬ САМЫХ БОГАТЫХ ЛЮДЕЙ РОССИИ УНИЧТОЖАЮТ ТВС

Этот материал вышел в № 26 от 14 Апреля 2003 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

На телеканале ТВС — последнем большом свободном телеканале России — опять корпоративный переворот Управляющей компанией ТВС на пять лет станет Video International — практический монополист на рынке телерекламы, одним из основателей...


На телеканале ТВС — последнем большом свободном телеканале России — опять корпоративный переворот
       
       Управляющей компанией ТВС на пять лет станет Video International — практический монополист на рынке телерекламы, одним из основателей которого, по счастливому совпадению, является нынешний министр печати Михаил Лесин. В генеральные директора прочат Александра Любимова.
       Известно, что ТВС убыточен. Однако вопрос его потери — это не вопрос потери актива. Свобода и независимость СМИ не является активом, но без нее ни один актив на балансе «Русала» или РАО «ЕЭС России» не стоит ни гроша. Вы же не можете поставить на баланс кислород, которым дышат ваши рабочие…
       У канала ТВС достаточно проблем.
       С самого начала группа Абрамовича — Дерипаски противостояла на нем группе Чубайса, и «сиамские близнецы» соревновались друг с другом в искусстве подкладывания кнопок под общую задницу. Только директоров на канале меняли трижды. При этом, разумеется, никто из «сиамских близнецов» не собирался кормить общий для них желудок, и организм быстро тощал.
       Корпоративная война за телеканал — вещь бессмысленная, потому что во всех случаях, когда война ведется не за заводские цеха, а за сложно устроенные коллективы, предмет войны уничтожается в ее процессе. Можно быть верным свободе слова, когда тебе угрожают Кремль и прокуратура, но куда труднее быть верным свободе слова, когда тебе тупо не платят зарплату восемь самых богатых людей России.
       Третьей проблемой телеканала стала реклама. Канал отказался от услуг «Видео интернешнл», вздумав продавать рекламу сам. Говорят, что «Видео интернешнл» в качестве ответной меры пообещал лишить скидок и преференций тех рекламодателей, которые покажут рекламу по ТВС. В любом случае результатом были колоссальные убытки. Вообще, трудно понять логику этого решения, если учесть, что основным акционером «Видео интернешнл» считается сейчас Роман Абрамович.
       История ТВС (именно ТВС — я не говорю об НТВ и ТВ6) — это не героическая история борьбы Кремля и свободы слова. Это мелкая история корпоративных дрязг и финансовой бескормицы. Тем более обидная, что вопрос о судьбе канала — это не вопрос о судьбе журналистов. Это вопрос о судьбе кусочка свободы. А свобода для олигарха — это не абстрактное понятие. Это даже не угроза того, что, когда вас посадят, никто не придет под стены Бутырки с телекамерой. Свобода — это вопрос капитализации. Чем свободнее страна, тем дороже акции ее компаний.
       Было очевидно, что если так будет продолжаться, то канал умрет. Чисто физически. Было также очевидно, что потеря канала для акционеров — это потеря не только гарантий свободы, но и лица. Потеря тем более очевидная, что Кремль не требовал от акционеров сдать ТВС. И дело не в том, что Кремль не считал нужным травить прокуратурой хворое дите, которое вот-вот помрет от корпоративного несварения. А в том, что независимые СМИ — это абсолютно необходимый элемент власти, построенной на разводках и интригах.
       В этом смысле назначение «Видео интернешнл» — это вполне нормальное коммерческое решение. Каковы бы ни были их кровосмесительные связи с министром печати — «Видео» продает рекламу, умеет это делать и заинтересовано в высоком рейтинге. А объективность и независимость — это самое дешевое средство повышения рейтинга. Она не стоит ни копейки рекламодателю — она стоит только нервов журналисту.
       Но очевидно, что, если вы хотите иметь свободный канал, вы должны иметь гаранта свободы на этом канале. И таким гарантом не могут быть ни Эрнст, ни Добродеев, ни коммерчески успешный директор СТС Роднянский.
       Так уж исторически сложилось, что гарантом свободы содержания на ТВС может быть только Евгений Киселев.
       Киселев — это бренд свободы слова, как «Хайнекен» — это бренд пива. Если посчитать, сколько минут шла на телевидении программа «Итоги» и сколько — реклама «Хайнекена», то получится, что Киселев — самый дорогой отечественный бренд свободы слова. Менять его на что-то другое — это все равно что заменить «Хайнекен» неизвестным напитком со словами: «А почему это вы заранее уверены, что там моча, а не пиво?»
       Последняя попытка коммерческого спасения канала не должна быть связана с капитуляцией перед Кремлем, который к тому же этого особо не просит. Потому что прибыль на ТВС может быть связана только со свободой.
       


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera