Сюжеты

ОТКАТИЛИ ОТКАТЧИКАМ

Этот материал вышел в № 26 от 14 Апреля 2003 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

 

В битве с коррупцией одержана серьезная победа. Но неполная Режим соглашений о разделе продукции в ближайшие годы не будет источником коррупции в России. Однако решение «проблемы СРП» не снимает проблему коррупции в целом. На прошлой...


В битве с коррупцией одержана серьезная победа. Но неполная
       

    
       Режим соглашений о разделе продукции в ближайшие годы не будет источником коррупции в России. Однако решение «проблемы СРП» не снимает проблему коррупции в целом.
       
       На прошлой неделе Комитет по бюджету и налогам Государственной Думы рекомендовал принять главу Налогового кодекса, посвященную налогообложению бизнеса, который осуществляется по соглашениям о разделе продукции. Глава содержит нормы, обнуляющие коррупционный потенциал соглашений о разделе продукции (СРП).
       Комментарии экспертов оказались эмоциональными, и в целом их можно подытожить так: депутаты «похоронили» режим СРП. При этом содержательно отзывы разных аналитиков были противоположными. Сторонники СРП заявили, что это «неправильное решение», теперь Россия недополучит солидные инвестиции, «потеряет лицо» и т.д. Противники льготного режима, напротив, были рады: страна теперь перестанет терять те деньги, которые могла бы получать, если бы не злоупотребления режимом СРП, и, кроме того, это важный шаг в борьбе с коррупцией.
       Для России, по нашему мнению, сегодня очень актуальна такая логика: если приемлемый в определенных условиях экономический инструмент в наших условиях работает во вред экономике, значит, здесь и сейчас он неприемлем. Конечно, нас радует тот факт, что разрушительный вариант законодательства о СРП не прошел. Тем не менее мы не разделяем чрезмерной радости некоторых комментаторов по поводу «смерти СРП в России». Дело в том, что устранить коррупционный инструмент из обращения чиновников недостаточно. Надо создать «климатические» условия, в которых коррупции было бы некомфортно в России. А до этого пока далеко.
       
       Халява отменяется
       Смысл «антисоглашательских» нововведений заключается в том, что участки недр, которые инвестор желает разрабатывать на условиях раздела продукции, можно получить только после того, как выяснится, что разрабатывать их на обычных условиях никто не хочет. Зачем это было сделано?
       Существует достаточное количество месторождений, разработка которых на условиях национального налогового режима малопривлекательна или вообще нерентабельна. За счет индивидуального снижения налоговой нагрузки (то есть переводом их на режим раздела продукции) можно улучшить их привлекательность. Проблема в том, что в современных российских условиях индивидуальный подход к инвестору сопровождается диких масштабов коррупцией: чиновный люд получает возможность определять привлекательность сырьевых месторождений — и воровство гарантировано. Ведь коммерсант всегда рад заплатить чиновнику за смещение «официальной» точки зрения в свою сторону. Ну а чиновная стойкость хорошо известна: брать взятки стало чуть ли не общепринятой нормой. Поэтому устранение коррупции вокруг льготного режима, конечно, необходимо и полезно.
       Как бы то ни было, СРП в том безобразном виде, что вызревал в России, в ближайшие годы, видимо, не будет. Что же получилось?
       
       Все на конкурс
       Новый порядок отнесения месторождений к тем, что можно разрабатывать на условиях раздела продукции, выглядит следующим образом. Сначала участок недр выставляется на открытый аукцион. Если какая-то компания посчитает его разработку привлекательной на обычных условиях, она купит лицензию на аукционе и получит его. Если же выяснится, что данный участок никому на обычных условиях неинтересен, но при этом, по мнению государства, его разработка стране необходима, он будет переведен в режим СРП, после чего опять-таки будет выставлен на конкурс и его получит инвестор, предложивший государству наиболее выгодные, с экономической точки зрения, условия.
       Таким образом, новый порядок существенно изменяет сегодняшний расклад. Во-первых, он ликвидирует неопределенность относительно тех месторождений, которые до последнего времени числились в составе подлежащих разработке в режиме СРП. Соглашения, подготовленные, но не подписанные до вступления в силу параграфов соответствующей главы Налогового кодекса, из перечня СРП исчезают. По меткому выражению одного из отраслевых экспертов, «кое-кому придется возвращаться к честной жизни». Во-вторых, новый порядок устанавливает единые и понятные правила для всех участников рынка.
       И все-таки. Демонтаж выборочно-льготного налогового режима — это хорошо. Однако что дальше?
       
       Победители и побежденные
       Чтобы ответить на этот вопрос, надо понять, кто выиграл от ликвидации коррупционного варианта СРП и кто проиграл в этой войне.
       Выиграли нефтяники, сумевшие минимизировать свои затраты и поэтому не нуждающиеся в особых льготах. Проиграли те, кто либо не умеет эффективно управлять, либо просто рассчитывал получить привилегии за счет остальных участников.
       Выиграли или проиграли иностранцы — вопрос сложный. Ответ зависит от целей, которые они перед собой ставили. Кто хотел получить эксклюзивные условия — конечно, проиграл. Кто согласен конкурировать на равных или собирался разрабатывать действительно «трудные» месторождения на условиях СРП — выиграл.
       Российская промышленность выиграла ощутимо. Устранен механизм СРП, делающий привлекательными покупки дорогого иностранного оборудования, позволяющие обманывать российскую налоговую службу. Значит, промышленники будут получать больше заказов, а российские граждане будут обеспечены работой.
       Чиновники, безусловно, проиграли. Сами подумайте: раньше было столько «зелени» в разноцветных конвертах, а теперь что?
       
       Лучшее, конечно, впереди?
       Есть много вариантов дальнейшего развития российской нефтедобывающей промышленности. Возьмем два крайних варианта: радужно-оптимистичный и черный скептический.
       Вариант оптимальный. Допустим, честные депутаты и чиновники взяток более не берут и лоббировать СРП не будут. В таком случае поводов для оптимизма предостаточно. Если российская нефть по-прежнему привлекает внимание инвесторов (а это общеизвестный факт), последние, убедившись в потере коррупционной лазейки, начнут работать на условиях национального налогового режима.
       Сразу скажем: если кто не желает инвестировать капитал в российскую «нефтянку», это не проблема: отрасль развивается внушительными темпами, и через пару лет годовой объем добычи в России составит 450 млн тонн «черного золота». То есть капризы иностранных (как, впрочем, и российских) нефтяников можно смело игнорировать. Зато те из инвесторов, кто собирался прийти в Россию, чтобы работать всерьез, или уже пришел, будут себя вести серьезнее.
       Старая заунывная песня про наш плохой инвестиционный климат немного умолкнет, и западные инвесторы всерьез — наравне с нашими промышленниками — займутся формированием нормальных налоговых условий для всех. То есть, попросту говоря, переключатся с лоббирования своих узкокорпоративных целей на цивилизованное отстаивание общих интересов — благоприятного инвестиционного климата страны.
       В таком случае к нам пойдут здоровые инвестиции: иностранцы будут покупать доли в российских компаниях и в альянсе с нашим капиталом требовать от правительства вменяемых правил и равных условий для бизнеса. Отечественные компании, наконец, обнаружат, что общих интересов у них намного больше, чем разногласий, и станут налаживать межкорпоративное сотрудничество. Благо, поле деятельности здесь широкое: вспомнить хотя бы проблему пропускной способности существующих трубопроводов «Транснефти», которая уже не может транспортировать нарастающий объем «черного золота» и в то же время активно мешает нефтяникам строить частные трубопроводы.
       Отечественный производитель оборудования, наконец, получит крупные заказы в собственной стране и даст импульс к развитию смежных отраслей. Государственная казна будет получать от сырьевых отраслей реальные деньги, а недра страны останутся под контролем.
       Но возможен и другой сценарий.
       
       «Черный» вариант
       Депутаты и чиновники возьмут тайм-аут и вскоре отыграют назад положение вещей, которое только сейчас сформировалось. В таком случае лоббирование СРП и соответствующие скандалы скоро дадут о себе знать — не пройдет и полгода. Тогда благодушный оптимизм неуместен. Недра страны остаются лакомым кусочком для отраслевых инвесторов, а раз так, то последние в скором времени вновь найдут коррупционную лазейку. Вряд ли изменится список аргументов: в Россию инвестировать нельзя, потому что — налоги, бюрократы, выборы в парламент и пятна на Солнце; без СРП добыча в стране не сегодня завтра, конечно же, катастрофически упадет… В общем, нет у россиян другого выхода, кроме как отдать кому-то свои недра на десятки лет вперед. Если лоббисты смогут снова продавить СРП, то инвесторы, честно и всерьез пришедшие в Россию, окажутся в дураках: они думали, у нас начинается взрослая жизнь с равными правилами, а здесь все те же джунгли. Зачем работать над формированием в России благоприятного инвестиционного климата, когда можно легко пролоббировать свой корпоративный интерес?
       В этом случае в нашу страну ни за что не пойдут нормальные инвестиции. Зачем иностранцу покупать акции российских компаний, если можно купить чиновника? Зачем требовать от правительства разумных решений для всех, если можно купить эксклюзивное решение для себя? Российские нефтяники тоже будут следовать этой логике: дайте мне доступ к экспортной трубе, а остальные пусть задохнутся.
       Что касается отечественных промышленников, обслуживающих нефтегазовый сектор: наверное, не умрут — ну и ладно. И забудем разговоры о здоровой промышленной политике и экономическом росте. То, что казна недополучит от нефти, нам дадут взаймы: материальную помощь развивающимся странам обычно оказывают…
       А чиновники… Благодаря им, собственно, наш пессимистический сценарий и остается возможным. Он реален — поэтому мы не разделяем восторгов некоторых наблюдателей.
       История показывает, что искоренить коррупцию полностью и навсегда невозможно. Но можно свести коррупционные возможности к минимуму, до какой-то критически малой степени. Устранение режима СРП в России в его безобразном виде — возможно, первый значимый шаг на этом пути.
       


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera