Сюжеты

ВО ВРЕМЯ СМЕРТЕЛЬНОГО НОМЕРА ВЫЛЕТЕЛА ПТИЧКА

Этот материал вышел в № 27 от 17 Апреля 2003 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

 

В Москве идет фотобиеннале, на котором вся жизнь — как цирк «Жизнь — как цирк и цирк — как метафора жизни», — этими словами директор Московского дома фотографии Ольга Свиблова объявила открытие биеннале «Мода и стиль в фотографии». В этом...


В Москве идет фотобиеннале, на котором вся жизнь — как цирк
       
       «Жизнь — как цирк и цирк — как метафора жизни», — этими словами директор Московского дома фотографии Ольга Свиблова объявила открытие биеннале «Мода и стиль в фотографии». В этом году на афише гламурного мероприятия — Федерико Феллини в образе укротителя. Под этим грозным профилем, занесенной рукой с хлыстом, нервно сжатым кулаком трепещут отнюдь не львы, а невидимая зрителю съемочная площадка. Утверждают, будто с автора снимка Тацио Секкьяроли, папарацци и личного фотографа Софи Лорен, мэтр списал героя «Сладкой жизни».
       На привезенные в «Новый Манеж» избранные работы Секкьяроли посмотреть надо обязательно, и не только ради звезд итальянского кино. Одиноко курящий под софитами режиссер, шокированная видом кинодивы набережная Москвы-реки, убегающий от коронованной особы фоторепортер.
       «Магия цирка» — это работы французских знаменитостей, в числе которых Сара Мун, Питер Линдберг, Изис Бидерманас, Брассаи, Робер Дуано, предоставленные Парижским фондом современного искусства (FNAC). В послевоенные годы камера рассматривает цирк снаружи: выдержке еще не угнаться за ритмом светопредставления. Сгрудившиеся вокруг вечернего костра артисты — не просто уставшие люди, так не похожие на укротителей земного притяжения и законов оптики. В раскинутом парусиновом шатре с притаившимся между складок рабочим угадывается пейзаж с горами, морем, горизонтом. Это полноправная модель потустороннего мира...
       Здесь — портреты семейного цирка, где слоны на равных с дрессировщиками. Здесь — намеренно размытое, неуверенное в себе воспоминание у Нэнси Уилсон-Паджик, увиденное глазами младенца — перевернутым с ног на голову. И бездушный симулякр у Ольвье Ребюфа, где макет цирка населен Барби и Кенами. И цветные снимки, где Тина Мерандон настойчиво подчеркивает абсолютную, космическую тьму, в которой, как в невесомости, как в античном Хаосе, парят гимнасты и жонглируют фокусники. И сюрреалистическая половина лошади у Роже Битнера, выглядывающая из черного Ничто. А мозаика из верблюдов — реплика о таящейся в арене цирка мандале, об идее цикличности. Но ностальгию и философию перекрывает фоторассказ Сары Мун о том, что мерцающая вывеска цирка — лишь часть рождественского бреда замерзающей «девочки со спичками»…
       Стенды выставки «Парад-алле!» с неизвестными фотографиями Александра Родченко поставлены расходящимися лучами от невидимой миру арены. Отснятый и смакетированный Родченко цирковой номер журнала «СССР на стройке» так и не вышел — то ли цензура тому виной, то ли начавшаяся через пять дней война. В этой серии фоторепортажей, где этюды гимнастов Тарасовых чередуются с портретами Дурова и номерами Карандаша, нам являет непривычно уютный, по-детски восхищенный цирком классик. Но между слоном и петухом фотоглаз Родченко не перестает выстраивать молекулярные решетки из гимнастических пирамид, ставить «фирменный» нижний ракурс и сверять гармонию геометрией. Простор его экспериментов уже свернут до волшебной, но очерченной кругом реальности цирка. Выход через гримерку закрыт, представление началось...
       


Друзья!

Если вы тоже считаете, что журналистика должна быть независимой, честной и смелой, станьте соучастником «Новой газеты».

«Новая газета» — одно из немногих СМИ России, которое не боится публиковать расследования о коррупции чиновников и силовиков, репортажи из горячих точек и другие важные и, порой, опасные тексты. Четыре журналиста «Новой газеты» были убиты за свою профессиональную деятельность.

Благодаря вашей помощи, мы и дальше сможем рассказывать правду о важнейших событиях в стране. Мы хотим, чтобы нашу судьбу решали только вы, читатели «Новой газеты». Мы хотим работать только на вас и зависеть только от вас. Примите участие в судьбе «Новой газеты».

Становитесь соучастниками!
Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
Стать соучастником
Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera