Сюжеты

ДЕПУТАТЫ УПАЛИ В ЦЕНЕ

Этот материал вышел в № 28 от 21 Апреля 2003 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

Производители коробок из-под ксероксов эти выборы уже проиграли Если подойти к выборам как к биржевым играм, то предстоящие торги будут бросовыми. Ведь на выборах, как на ипподроме… Вы будете ставить на того, кто изначально обречен на...


Производители коробок из-под ксероксов эти выборы уже проиграли
       
       Если подойти к выборам как к биржевым играм, то предстоящие торги будут бросовыми. Ведь на выборах, как на ипподроме… Вы будете ставить на того, кто изначально обречен на первое место? Бессмысленно — все поставят, и твоя доля размыта. Ставить на аутсайдеров? Ну разве что из любви к искусству…
       И потому очевидно: грядущие президентские баталии — шоу малобюджетное, дефицит черного нала обеспечен, коробки из-под ксерокса неактуальны… И администрация президента вынуждена рыскать по сусекам, дабы отыскать скрытые резервы инвестиционной привлекательности шефа, пощипывая олигархов за интимные места.
       Думские же выборы прольют золотой дождь разве что на представителей музыкальной общественности, которых, как известно, не задушишь, не убьешь… У них начинается период большого чеса по субъектам — райское время, как Рождество на Западе, когда продается все: от тортов до лифчиков.
       Все остальные, как Буратино, будут грызть три своих благотворительных корочки хлеба. А кто будет платить и кому? Совсем уж большой капитал тащить за уши в Думу никого не будет. Дело не в жадности… Значительно проще посмотреть на выборы со стороны, а потом, если приключится какая законодательная беда, прийти на Охотный Ряд с чемоданом денег и дернуть за те самые уши, которые сами будут суетливо подставляться.
       Другое дело, что провинциальная мошна все-таки намерена на выборах подрастрястись. Губернский капитал не всегда частный, еще реже — чистый, поскольку чаще всего собран местной властью в виде оброка с мелких и средних предпринимателей. Партию ему купить слабо, а одного-двух своих парней в Думе — запросто: выживать-то ведь надо.
       Но столичным политикам и в провинции ловить особо нечего: удельных князьков абсолютно не устраивают московские варяги, пусть даже с известными и фотогеничными лицами. На Охотном Ряду им нужны родные, местные физиономии, пусть и не вышедшие экстерьером и биографией.
       Конечно, известным депутатам с голоду помереть не дадут. Олигархи все же подкинут им на хлеб с маслом — раздадут каждой партии по чуть-чуть и в равных долях. На всякий случай, чтобы никто не обиделся. Но делать ставку на кого-то одного не будут — чтобы не обиделся Кремль. Тем более, исход выборов предрешен.
       Партия власти для достижения желанной цели — парламентского большинства — применила удачный маркетинговый ход: «Мы не партия власти, а партия президента». Этот рекламный слоган принесет успех, но… не прибыль. В бумажнике «Единой России», кроме дырок, проеденных злобствующими конкурентами, можно будет найти разве что календарь с изображением Путина, рассчитанный на четыре с половиной года, и ручку к нему, чтобы зачеркивать дни уходящего триумфа. И кто такой партии подарит американских президентов зеленого цвета, если у них есть свой президент?
       Остальные же будут собирать голоса с мира по нитке, делая ставку не на переход через процентный барьер, а на конкретных людей, лезущих в Москву из регионов. Придется поступиться принципами, поскольку важно, чтобы этих конкретных людей еще и поддерживал конкретный местный капитал.
       Положение СПС на общем фоне завиднее. Они получат свои 6% голосов и деньги под известные и раскрученные бренды молодых, агрессивных политиков, которые появляются на экране ТВ с регулярностью прогноза погоды. Давать им деньги безопасно, потому что не проиграют уж точно и Кремлю — не конкуренты.
       Среди коммунистов тоже хватает известных лиц. Только в отличие от правых они всем надоели, как навязчивая реклама прокладок: сухо и сухо, сухо и сухо… И ничего нового не скажут. Но их все же подкормят, чтобы с голодухи что-нибудь не отчебучили…
       А вот инвестиционная привлекательность ЛДПР под вопросом. Главный бренд партии — Жириновский — выработал свой ресурс, устаревшая модификация, которая мало кого заинтересует на рынке серьезных покупателей. Если где что и отхватит, так в регионах, поскольку ЛДПР поступаться принципами не впервой: это ее ноу-хау, за то им раньше и платили.
       «ЯБЛОКО» по-прежнему зелено… Но деньги предлагать за него станут — в надежде, что дозреет. Это будут фьючерные инвестиции, поскольку главный маркетинговый ход Явлинского заключается в намеке на то, что через четыре с половиной года уже само «ЯБЛОКО» будет выбирать себе Ньютона. На тех президентских выборах Явлинский превратится в очень сильную фигуру, и люди умные это понимают, потому и скинутся.
       В партию Березовского вкладывать страшно всем, кроме самого Березовского. Особенно после последних трагических событий. Но в этом-то, пожалуй, и заключается главная интрига грядущих выборов. При общем финансовом затишье прямых, серьезных и целевых инвестиций со стороны одного человека может и хватить на то, чтобы партия неожиданно попала в Думу хотя бы в виде малюсенькой депутатской группы.
       Так или иначе, выборы пройдут, и начнется политическое затишье длиной в четыре с половиной года. Только шуршанье будет раздаваться в закромах — выжившие под вертикалью олигархи станут копить на то, что неминуемо должно случиться, когда фамилии Путин в списках для голосования уже не будет.
       

       ведущий рубрики «Новой газеты»

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera