Сюжеты

НЮРНБЕРГСКИЙ ПРОЦЕСС НАД «ГРЮНДИГОМ»

Этот материал вышел в № 28 от 21 Апреля 2003 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

Популярный бренд пал жертвой глобализации? В отделе электроники супермаркета «Карфур» среди сотен образцов разнообразнейшего товара, от дорогущих домашних киноцентров до копеечных плееров-«балдежников», я не нашел ни одного аппарата от...


Популярный бренд пал жертвой глобализации?
       

   
       В отделе электроники супермаркета «Карфур» среди сотен образцов разнообразнейшего товара, от дорогущих домашних киноцентров до копеечных плееров-«балдежников», я не нашел ни одного аппарата от «Грюндига». В основном «японцы», «корейцы» да голландский «Филипс».
       На вопрос о знаменитой германской марке консультант отдела, молодая дама китайской наружности, недоуменно пожимает плечами. Мол, знаю о такой, но не завозим. (А что, этого выбора вам мало?)
       В магазине сети «Ванденборре», которая специализируется на электронной и электробытовой технике, картина практически та же. Вежливо советуют фирменный салон и дают адрес, провожая «эстета» любопытным взглядом.
       В «Грюндиг галлери» — буйство космического дизайна. Системы Hi-Fi, телевизоры с переносными плоскими экранами и, конечно же, маленькие радиоприемники с прецизионной подстройкой коротких волн, способные услышать весь мир...
       
       Стеклянная дверь реагирует на мое вторжение звучной мелодией электронного колокольчика, и по его зову в зале появляется продавец. За четверть часа беседы с Салехом (так его зовут) в салоне появился еще только один потенциальный покупатель, и то, видимо, случайный: спросил про «Сони».
       Поводом моего интереса к «Грюндигу» было начало процедуры банкротства концерна, ставшего для поколений советских людей символом преуспевающего Запада.
       Глава отдела по связям с прессой и общественностью «Грюндига» Хольм Кильберт в телефонном разговоре был скуп на комментарии и оценки:
       «Да, утром 14 апреля совет директоров «Грюндиг АГ» направил в суд Нюрнберга заявление о неплатежеспособности. Суд назначил адвоката, доктора Зигфрида Бека временным администратором, который будет вести связанные с этой ситуацией дела. Производство и бизнес продолжаются без ограничений. Банки согласились продолжать финансирование этой деятельности. Продолжаются поиски такого решения для «традиционного» нюрнбергского предприятия, которое позволило бы ему сохранить как можно больше рабочих мест. Идут интенсивные переговоры с инвесторами. Нет, я не могу их назвать. Это конфиденциально».
       «Грюндиг» начал процедуру банкротства после того, как провалились переговоры с тайваньской «Сампо» и турецкой группой «Беко», специализирующимися на электронном ширпотребе. Эти инвесторы могли бы вдохнуть новую жизнь в «немецкого старика», но не сошлись в цене. Правда, банкротство освободит инвесторов от пенсионных обязательств «Грюндига», которые оцениваются в 200 млн евро. Так что переговоры с новых позиций могут быть более успешными. Продавец Салех настроен оптимистично. Его салон существует 20 лет и будет существовать, кто бы ни купил «Грюндиг». Главное – бренд, гарантия качества, уверен он.
       Основатель фирмы Макс Грюндиг, обеспечивший ее головокружительный взлет в одну эпоху, заложил фундамент ее проблем и в другую. Это из области философии предпринимательства.
       Грюндиг в 1945 году воспользовался тем, что оккупационные власти поначалу запрещали немцам покупать радиоприемники. Он наладил выпуск радиоконструкторов, из которых собрать приемник мог школьник. В 1952 году он налаживает производство телевизоров, а в 1969-м открывает крупнейшую в Европе линию по выпуску цветных экранов. К концу 70-х на его предприятиях в разных странах заняты 38 тысяч человек, и он — символ послевоенного экономического чуда.
       Старик Макс чувствует себя непревзойденным. Еще в мае 1978 года он отвечает на вопрос журналистов о цене предприятия: «За два миллиарда марок вы его не получите, и за два с половиной — тоже. Мне больше предлагали».
       Но он не чувствует тенденции. Через пару-тройку лет «Грюндиг» резко подешевел. У руководства нет научно обоснованной стратегии. Старик ошибочно оценил перспективу рынка телекоммуникаций. Довлел образ того самого приемника. Он не хотел ни с кем объединять семейное предприятие. Генетически не понимал глобализации и эмоционально показывал на ворота даже машинам с желтыми голландскими номерными знаками. О существовании китайцев как возможных партнеров, наверное, и не догадывался.
       Проблемы начались с приходом в 80-х годах на европейский рынок крупных азиатских компаний. «Грюндиг» слишком мал, чтобы конкурировать с ними, предлагающими более дешевую, но сносную по качеству продукцию. «Грюндиг» держится за высокое качество. Основные разработки сконцентрированы на телевизорах верхнего и среднего ценовых классов, а также на музыкальных HiFi-системах Life Style, дорогих автомагнитолах. Их отличают высокая технологичность, дорогостоящие материалы, утонченный дизайн.
       Но современному покупателю важнее цена. Никто не покупает телевизор на 10 лет. Круг клиентов «Грюндига» сужается. Его убытки в 2001 году составили 150 млн евро, а число работников сократилось за 20 лет в 10 раз — до 3800.
       Макс Грюндиг ушел в 1989 году навсегда вместе со своей эпохой. Запоздалые попытки нового руководства поставить предприятие на современные рельсы имели ограниченный успех. Оказался неудачным заключенный в середине 80-х «брак» с «Филипсом». Дальнейшие попытки заинтересовать зарубежных инвесторов привлекали лишь вкладчиков без репутации, для которых вожделенным был сам бренд «Грюндига»: китайцев, тайваньцев, турок. Но их пугают долги, образовавшиеся в условиях социально направленной экономики Германии.
       «Грюндиг» — лишь один из эпизодов кризиса германской экономики. Незадолго до него к процедуре банкротства с массовыми увольнениями прибегли медиаимперия Кирша, германо-американский авиаконцерн «Фейршилд-Дорнье», строительный гигант «Филипп Хольцман» и другие.
       
       Александр МИНЕЕВ, наш соб. корр., Брюссель
      
       
       ЧЕЛОВЕК ЧЕЛОВЕКУ — МАГНИТОФОН
       
       Поскольку в Советском Союзе многого не хватало, отдельные наличествовавшие предметы и институции становились больше, чем должны быть на самом деле, и заполняли таким образом зияющие объемы.
       Так, поэт был больше, чем поэт (это сформулировал Евтушенко, имея в виду себя, и в общем-то не соврал), а магнитофон был больше, чем магнитофон. Потому что только с помощью магнитофона можно было услышать «Битлз», Высоцкого и Галича, а эти ребята были еще больше, чем поэты, которые были, в свою очередь, больше, чем поэты.
       Среди магнитофонов главным в 60-е годы (и в начале 70-х) был западногерманский «Грюндиг» (Grundig).
       Японских товаров тогда еще почти не было (они повалили в конце 70-х), а другие фирменные европейские марки, скажем, «Филипс» или «Ухер», были не так пафосны, да и названия звучали не ахти как. О магнитофонах типа «Нота», «Днiпро» или «Шилялис» (пр-во Литовской ССР) я и не говорю…
       Когда в финале «Берегись автомобиля» надо было одной фразой обрисовать матерого спекулянта-фарцовщика, этой фразой (вложенной в уста антигероя Андрея Миронова) было приглушенное: «Есть немецкий магнитофон Grundig».
       В антисоветской культурной революции немецкий магнитофон Gru€ndig наряду с настроенной на Би-би-си латвийской «Спидолой» сыграл великую историческую роль.
       Пока живы благодарные хозяева грюндигов, Россия эти машинки не забудет.

       

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera