Сюжеты

КЛАССИЧЕСКИЙ АНГЛИЙСКИЙ КОСТЮМ И УСТАРЕВАЮЩАЯ МОДА

Этот материал вышел в № 28 от 21 Апреля 2003 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

В Москве завершился фестиваль «Новое британское кино», хотя по России его шествие продолжается Очередным десятком качественных картин Британия заявила свое «островное» положение на мировой кинематографической карте. Традиционно двигаясь...


В Москве завершился фестиваль «Новое британское кино», хотя по России его шествие продолжается
       

    
       Очередным десятком качественных картин Британия заявила свое «островное» положение на мировой кинематографической карте. Традиционно двигаясь «отдельно взятым» от Голливуда путем, английские художники утверждают собственные правила игры. Удивительное дело: судя по показанным фильмам, в Англии почти не довлеет мейнстрим, глянцевое, рассчитанное на массы зрелище. Фильмы балансируют меж парадоксальным экспериментальным эстетским кино и неприкрытым (да и не слишком модным сегодня) социальным реализмом...
       
       Что касается эстетства, то тут любому фору даст Майк Фиггиз. Его очередной пластический экзерсис «Отель» продолжает искания знаменитого «Тайм кода». Но если в предыдущей картине полиэкран, цифровые эксперименты летели в топку актерской импровизации, завораживающей пластике действия и в итоге создавали особое напряжение, исходящее от экрана, то в «Отеле» эклектика формы и содержания явно взорвала картину изнутри. Не лишенное магии кинодейство рассыпалось на отдельные разноцветные осколки, никак не склеивающиеся в единое пространство фильма.
       Маньеристы, продолжатели поисков Джармена, Гринуэя, явно не находят новых идей, токов для подпитки кино, лишь укореняя очередные стереотипы арт-эксперимента. Вот и культовый Алекс Кокс представил очередное экстравагантное кино. Он взглянул на «Трагедию мстителя» Томаса Мидлтона, «драму ужасов» XVII века, через призму панковой культуры 70-х.
       Но ничто не устаревает так быстро, как экстремальная мода. То ли дело классический английский костюм. Самым волнующим фильмом программы стали «Незабываемые 16» классика Кена Лоуча.
       Шестнадцатилетний Лиам – блудный сын своей блудной матери — на протяжении всего фильма ищет путь домой. Только вот дома нет. И Лиам пытается любыми средствами заработать денег: на вагончик, квартирку, куда бы вернулась мать. Ведь вот-вот она должна выйти из тюрьмы. Лиам бродит по затрапезным тупикам трущоб Глазго, продает наркотики, дружит с бандитами. С истинно юношеским максимализмом он отчаянно готов на все, только бы пробить стену и прорваться к нормальной, обычной жизни. Ничего не выходит. Стена слишком крепкая. Вынужденный в финале совершить преступление, Лиам бредет по пустынному холодному побережью. И в ответ кричащей в трубку сестре: «Где ты?» — он спрашивает: «Где я?». А Лоуч с оператором Барри Акройдом, на протяжении всего фильма выбирающие особую крупность оптики, в финале дают бесконечную панораму, в центре которой бредет неведомо куда маленький Лиам.
       Долго шедший в фарватере Лоуча Майк Ли в последние годы вышел на самостоятельную дорогу. Так же, как и Лоуч, наследник поколения «рассерженных» пробует снимать кино в самых разных костюмах — от сатирического гротеска до исторического экскурса в оперетту. Новый фильм Ли «Все или ничего» также пропитан иронией. Но это лишь одна из красок в многоцветной палитре этого городского киноромана с ощутимым чеховским привкусом. Ли приподнимает занавес над сугубо личной и сугубо обыденной жизнью нескольких семей, каждая из которых и несчастна, и счастлива по-своему. В фильме некиногеничная будничность сгущена до такой степени, что достигает высот свифтовской фантасмагории.
       По Рениеру, британцы — нация с выраженным эмпирическим началом, не слишком доверяющая теории. Современное британское кино не спешит ассимилироваться с модными течениями. И, судя по программе фестиваля, в «импорте» творческих энергоресурсов «островной кинематограф» не слишком нуждается.
       


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera