Сюжеты

НЕСКРОМНОЕ «ОБАЯНИЕ» РЕЙТИНГОВ

Этот материал вышел в № 29 от 24 Апреля 2003 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

Социологические опросы как способ манипулирования общественным мнением Продолжаем знакомить читателей с «грязными» технологическими приемами предвыборной борьбы (начало см. в № 20, 25) «Даю установку!» — говорил гениальный мастер...


Социологические опросы как способ манипулирования общественным мнением
Продолжаем знакомить читателей с «грязными» технологическими приемами предвыборной борьбы (начало см. в № 20, 25)
       
       «Даю установку!» — говорил гениальный мастер манипуляций господин Кашпировский. И давал. Энурез, бессонница и головная боль улетучивались в одночасье.
       Чем ближе предвыборная кампания и сами выборы, тем активнее начинают действовать любители самых разных социологических опросов, «синоптики» от социологии. Потом «объективные научные данные» обрушивают с экранов телевизоров и газетных страниц на головы бедных избирателей и подспудно формируют содержимое этих, то есть наших, голов.
       За последнее десятилетие опросы общественного мнения превратились в привычный прием не изучения, а формирования, точнее, манипулирования общественным мнением.
       Это мощное предвыборное оружие охотно берут в руки политические блоки и партии, раздувая свой рейтинг в желании закрепить в сознании потенциальных избирателей очевидность своей победы на выборах и склонить на свою сторону колеблющихся. Манипуляции рейтингами создают иллюзии.
       Профессиональным социологам известно, насколько трудно организовать и провести действительно достоверное социологическое исследование. Иное дело – манипуляции.
       
       Как на нас влияют
       Влияние на избирателя оказывается двумя способами.
       Первый – когда результаты рейтинговых соцопросов публикуются в СМИ. Претендуя на презумпцию своей полной достоверности, они преподносятся как безусловно правильный ответ о предпочтениях граждан. При том, что этот «барометр» чаще всего неточен или откровенно врет. Но у нас принято верить печатному слову, что заставляет вспомнить мудрого Иммануила Канта: «Отсутствие способности суждения есть, собственно, то, что называют глупостью, и против этого недостатка нет лекарства». Увы!
       Второй способ используется не для выявления рейтинга, а для формирования нужного мнения, то есть в самом вопросе заложена манипуляция. Дело это хитрое, тихое, тонкое и достаточно эффективное. Главное – масштаб охвата: чем больше количество опрошенных, тем лучше.
       Иногда применяется комбинированный метод: среди нейтральных вопросов помещаются один-два манипулятивных. И придраться трудно, и дело сделано! Такие приемы используются менеджерами предвыборных кампаний, когда они не имеют доступа к СМИ, когда есть намерение провести негативную кампанию против другого кандидата, но существуют опасения преследования за клевету.
       В любом социологическом вопросе есть влияние интервьюера на респондента. Однако если в грамотном, научном соцопросе исследователи стремятся снивелировать воздействие вопроса, выявить реальное общественное мнение, то в манипулятивный вопрос заложен прогнозируемый ответ, не имеющий альтернатив.
       Представьте, что некая политическая «партия птиц», чтобы увеличить число своих сторонников, решила убедить избирателей, что медведи и лисы – тоже птицы. Они формулируют нужные вопросы:
       — Хвост медведя и лисы больше похожи на хвост птицы или хвост слона?
       — Что вам больше напоминают лапы медведя и лисы — крылья птицы или уши ежа?
       Результаты опроса будут обработаны, и выяснится, что подавляющее большинство избирателей считают медведей и лис птицами. Сокрушительный предвыборный рейтинг птичьей партии!
       Вопрос может предполагать даже «альтернативы» ответов, но — в рамках прокрустова ложа задачи. К примеру: «Скажите, каковы признаки нетрадиционной сексуальной ориентации у кандидата Пупкина?».
       Ответы: «а) он красит губы, б) у него жеманные манеры, в) он «строит глазки».
       Ошибки в ответах, что называется, исключены.
       Как манипулировать человеком, который никогда в жизни не прочтет программу кандидата, не слушает новости, не смотрит предвыборные теледебаты? Нужно задать популистский вопрос! Например: «Республика отчисляет в Москву больше средств, чем получает обратно. При этом отчисления постоянно возрастают, что приводит к задержкам зарплат бюджетникам республики. Одобряете ли вы решение занять более жесткую позицию в переговорах с Москвой?»
       Кто-нибудь хочет ответить «нет»?
       Ангажированные или обманутые СМИ печатают ложные рейтинги, то есть прямую дезинформацию, «грузят» нас нужным «файлом».
       Ведь у большинства людей присутствует совершенно рациональное соображение — голосовать за лидера, поскольку за аутсайдера голосовать практически бесполезно. Политконсультанты хорошо осведомлены о том, что очень продуктивно показывать в СМИ последовательный рост рейтинга своего кандидата.
       
       Что делать избирателю
       Ввиду того, что в соцопросах, как ни в каких других «грязных» технологиях, чрезвычайно трудно выявить ложь и подтасовку смыслов, прежде всего надо думать. Это первое и главное.
       Будьте внимательны к людям, пытающимся вас опросить. Вы можете согласиться или отказаться отвечать на вопросы анкеты – никакой ответственности за свой выбор вы не несете, ибо любой опрос анонимен. Не забудьте на всякий случай попросить интервьюера показать удостоверение и поинтересоваться, какая организация проводит опрос и кто его заказчик.
       Звонят ли вам по телефону, приходят ли с опросами на дом, останавливают ли на улице – выслушайте вопросы, задумайтесь: почему именно такой вопрос был задан? Кому это может быть выгодно?
       Перепроверяйте информацию. Сопоставляйте, сравнивайте публикации результатов соцопросов в разных изданиях.
       Обращайте внимание на выходные данные. Помните, что закон предусматривает при публикации результатов общественного мнения обязательность указания организации, проводившей опрос, время и место проведения, число опрошенных, метод сбора информации, точные формулировки вопросов, возможные статистические погрешности, а также лицо, заказавшее опрос.
       Имейте в виду: «обаяние» рейтингов – самый ненадежный компас в вашем выборе, не принимайте решения, за кого голосовать, только на их основе. Самую достоверную информацию о кандидате вы можете получить, только побывав на его встрече с избирателями. Читайте интервью с ним в газетах, слушайте его выступления по радио. Анализируйте листовки, плакаты и баннеры.
       И еще – в копилку ваших знаний: Закон о выборах (ст. 55) запрещает в течение пяти дней до выборов, а также в день выборов обнародовать в СМИ и интернете результаты опросов общественного мнения и иных исследований, связанных с предстоящими выборами. Несоблюдение этих требований влечет ответственность, предусмотренную законом.
       Манипулятивная социология – это наша сегодняшняя реальность, запретить ее нельзя. Однако, уважаемые избиратели, не дадим себя дурачить!
       
       P.S. Редакция благодарит Тимофея ФЕДОРЕНКО, политического консультанта Центра политических технологий, за помощь в подготовке материала.
       


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera