Сюжеты

ОТ ПЕТЕРБУРГА БАНДИТСКОГО К ПЕТЕРБУРГУ ДОСТОЕВСКОГО

Этот материал вышел в № 29 от 24 Апреля 2003 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

Владимир Бортко снимает «Идиота». В роли князя Мышкина — Евгений Миронов В скором времени зрители канала «Россия» увидят еще один сериал, вернее, как называли такую продукцию в советское время, «многосерийный художественный фильм». Именно...


Владимир Бортко снимает «Идиота». В роли князя Мышкина — Евгений Миронов
       
       В скором времени зрители канала «Россия» увидят еще один сериал, вернее, как называли такую продукцию в советское время, «многосерийный художественный фильм». Именно это название более точно характеризует новую экранизацию романа Ф.М. Достоевского «Идиот», ведь и по хронометражу каждой серии — 70 минут, и по своему внутреннему содержанию она приближается к любимым нами образцам советской киноклассики.
       На протяжении существования кинематографа этот роман стабильно пользуется большой популярностью как у иностранных, так и у отечественных сценаристов и режиссеров. В фильме французского режиссера Жоржа Лампена блистал Жерар Филип, японец Акиро Куросава называл в некоторых интервью «Идиот» своим лучшим фильмом, а поляк Анджей Жулавский перенес события России ХIХ века в современную Францию и снял в картине «Шальная любовь» свою жену и музу Софи Марсо. Российскому зрителю полюбился фильм 1958 г. Ивана Пырьева с Юрием Яковлевым и Юлией Борисовой в главных ролях, представлявший собой экранизацию первой части романа — «Настасья Филипповна», ну и немногим кинозрителям «посчастливилось» ознакомиться с вариантом Качанова—Охлобыстина «Даун-Хаус», который большинство критиков иначе как профанацией не называли.
       Перед мистическим очарованием Достоевского не смогли устоять и современные мастера российского кинематографа: продюсером фильма стал Валерий Тодоровский, а режиссером — создатель таких популярных фильмов, как «Собачье сердце» и «Бандитский Петербург», Владимир Бортко. В. Бортко считает, что телевизионная многосерийная форма просто создана для того, чтобы экранизировать большие литературные произведения, так как в течение нескольких вечеров можно проследить все сюжетные линии, отношения героев. К тому же, памятуя о том, что сериал станет первой полной экранизацией этого произведения Достоевского, его создатели бережно отнеслись к авторскому замыслу.
       Несмотря на то что мировой кинематограф уже неоднократно отдавал дань самым популярным художественным произведениям, классику необходимо экранизировать постоянно. Хотя бы потому, что новым поколениям нужны новые, свои кумиры, на которых они смогут равняться в жизни, ведь актер Миронов в роли князя Мышкина многими будет восприниматься не как князь Мышкин, а именно как Евгений Миронов — кумир молодых россиян. К тому же новая экранизация невольно придает классическому произведению современные черты, и образ глубоко порядочного и искреннего человека в мире, где деньги играют главную роль, может получить вторую жизнь.
       Нельзя сказать, что российская телекомпания стала первопроходцем в этом направлении, например, британская телекомпания BBC давно и успешно экранизирует английскую и зарубежную классику, и даже российской телеаудитории пару раз перепадали крохи с английского стола — многосерийная «Джейн Эйр» с великолепными Тимоти Далтоном и Зилой Кларк и «Сага о Форсайтах».
       Приходится признать, что, отдав предпочтение классической литературе, ВГТРК сделала стратегически важный ход. Как показывают социологические опросы, зрители остро чувствуют нехватку передач просветительского и образовательного характера.
       


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera