СюжетыОбщество

ИДЕЯ ВОЕННОЙ РЕФОРМЫ ПРЕЖНЯЯ: НАДО БОЛЬШЕ РОЖАТЬ

Этот материал вышел в номере № 30 от 28 Апреля 2003 г.
Читать
Хотя ни одна армия в мире не смогла совместить призыв и контракт Война в Ираке подтвердила то, что многие военные эксперты начали утверждать после окончания «холодной войны»: эпоха массовых мобилизационных армий уходит в прошлое. В 1870...

Хотя ни одна армия в мире не смогла совместить призыв и контракт

В

ойна в Ираке подтвердила то, что многие военные эксперты начали утверждать после окончания «холодной войны»: эпоха массовых мобилизационных армий уходит в прошлое. В 1870 году армия объединенной Германии, составленная во многом из призывников и мобилизованных резервистов, наголову разгромила французское профессиональное войско Наполеона Третьего. Оказалось, что в столкновении армий, где солдаты действуют рассыпным строем, используя скорострельную винтовку с цельнометаллическим патроном, главное — количество, а не качество бойцов.

Научиться стрелять из такой винтовки (как сейчас из автомата Калашникова) можно за час-другой, прочим военным приемам — тоже недолго. Забыть нехитрую науку на гражданке — практически невозможно.

С тех пор массовые мобилизационные армии господствовали на полях сражений более ста лет. Основой военной мощи державы был солдат с ружьем (автоматом-пулеметом) и со связкой гранат (гранатометом). Или тот же солдат за рычагами примитивного танка (бронетранспортера). Для более сложных манипуляций, где требовался некоторый математический расчет (стрельба из гаубиц с закрытых позиций), готовили профессиональных офицеров-артиллеристов. А подносить снаряды особых навыков не требовалось.

Войны эпохи массовых непрофессиональных армий отличались небывалой прежде кровопролитностью. К солдатам-резервистам и призывникам генералитет повсеместно относился как к пушечному мясу. («Бабы новых нарожают, мы их призовем и — автомат в руки».) Пентагон последнюю такую войну воевал во Вьетнаме, мы воюем до сих пор.

Но последовательное усложнение и усовершенствование военной техники, а в американском случае — еще и протесты общественности, постепенно вывели массовую армию за скобки. В этом месяце в Ираке все увидели (за исключением нашего Генштаба), что массовая армия годится только на роль утки в тире.

Наши начальники ни на чужих, ни на собственных ошибках, похоже, принципиально учиться не желают. Вместо создания новых вооруженных сил по западному образцу опять в предвыборный год возглашают ускоренный переход на контрактную армию. Кстати, в мае 96-го перед выборами Борис Ельцин уже подписал указ о том, что к 2000-му прекратится призыв. Теперь обещают к 2007-му перевести на контракт 209 частей постоянной готовности (в первую очередь в Северокавказском округе), для чего потребуется нанять 176 тыс. солдат и сержантов. Если, конечно, деньги найдутся.

А так с 2008-го могут даже срок службы по призыву сократить до одного года. При этом, правда, обещают, что отменят все отсрочки, кроме медицинских, чтобы жизнь никому малиной не казалась, чтобы все поголовно исполняли патриотический долг. Начальник Главного организационно-мобилизационного управления Генштаба Василий Смирнов вновь публично повторил старую байку о том, что ежегодно не более 10 процентов молодых людей, подлежащих призыву, идут в ряды, хотя, конечно, генерал прекрасно знает, что не 10, а 30 процентов из достигших 18 лет ежегодно призываются (данные аппарата правительства РФ).

Впрочем, вся концепция реформы хитро построена на неправде. С 92-го у нас существует смешанная армия из призывников с контрактниками, и точно выяснилось, что в наших условиях контрактники практически всегда хуже. Наталия Гулевская из псковского Комитета солдатских матерей рассказывала на днях на семинаре в Москве, что эксперимент по переводу на контракт 76-й дивизии ВДВ ведет к катастрофе не только это соединение, но и город. Псков, по ее словам, становится криминальной зоной: пьяные контрактники буянят на улицах. А ведь там перевели пока только один полк. Что же будет, если на контракт переведут, как обещают, все части постоянной готовности? Российские вооруженные силы (в первую очередь части постоянной готовности), скорее всего, превратятся в пьяный, обкуренный вооруженный сброд.

У нас нет подготовленных профессиональных унтер-офицеров (сержантов), как в США, во Франции и во всех других странах, которые успешно перешли на контракт. На создание дееспособного унтер-офицерского корпуса, если начинать сегодня, уйдет от 5 до 10 лет, а без него в контрактных частях будут и дедовщина, и убийства, и поголовное пьянство.

У нас нет профессиональной службы отбора и рекрутирования контрактников, как в США, во Франции, в Англии. У нас контрактников набирают военкоматы, которые привыкли грести всех, кто явится. Вот они и разбегаются повсеместно, отслужив несколько месяцев. Теперь собираются еще набирать добровольцев из граждан СНГ, надеясь, что они по бедности будут вернее служить, чем наши за ту же плату. Впрочем, без профессиональной службы рекрутирования тот еще наберут иностранный легион.

Для кадровой армии контрактников и для частей, где из призывников будут готовить резервистов, нужен двойной набор самого современного вооружения и также — двойной набор офицеров. Если обучать призывников обращению со старым советским оружием, что за резерв получится? Офицеры и сержанты для обучения призывников должны обладать совсем другими качествами и подготовкой по сравнению с командирами наемников-контрактников.

Естественно, ничего этого не будет — ни одна страна в мире не смогла бы содержать сразу две современные армии — массовую контрактную и массовую мобилизационно-призывную. Призывников будут не учить, а массово использовать, как сейчас, в качестве бесплатной рабочей силы. Деньги же, выделенные на реформу, скорее всего по большей части растащат.

Кстати, в Польше и некоторых других бывших соцстранах уже десять лет идет реальная военная реформа, которая состоит, прежде всего, в сокращении общей численности, а также в кардинальном сокращении и замене состава генеральского, офицерского и унтер-офицерского корпусов. В результате срок службы по призыву там сначала безболезненно сократили до менее года, а сейчас и вовсе сворачивают, переходя на контракт.

Рыба гниет с головы. Бессмысленно пытаться менять солдат, если министр обороны, начальник Генштаба и большая часть остальных военачальников не знают и знать не хотят ничего о современной войне и современных вооруженных силах. А зачем им, если и так жить можно неплохо?

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow