СюжетыОбщество

БАРЬЕРНЫЙ РИФ АДМИНИСТРАТИВНОЙ РЕФОРМЫ

Этот материал вышел в номере № 30 от 28 Апреля 2003 г.
Читать
Первые цели объявленной правительством борьбы с коррупцией можно определить уже сегодня Самая прибыльная отрасль российской экономики не платит ни копейки налогов. По подсчетам генерального прокурора Устинова, общая сумма взяток,...

Первые цели объявленной правительством борьбы с коррупцией можно определить уже сегодня

С

амая прибыльная отрасль российской экономики не платит ни копейки налогов. По подсчетам генерального прокурора Устинова, общая сумма взяток, полученных российскими чиновниками, достигает астрономической суммы — 16 миллиардов долларов. А по данным представителей российского бизнес-сообщества, объем коррупции в России равен 30 миллиардам долларов, что сравнимо с бюджетом всей страны. Представляете, на сколько бы выросли пенсии, если бы с каждой взятки был уплачен хотя бы подоходный налог?

На самом деле расхождение в 14 миллиардов уворованных долларов совершенно непринципиально. Астрономический размах взяточничества ставит под угрозу не только реформирование экономики, но и саму государственную власть. Понятно, что эффективно управлять страной, где половина всех имеющихся денег уходит на прямой подкуп госслужащих, просто невозможно. Именно поэтому, как замечают большинство наблюдателей, борьба с коррупцией сегодня превратилась из хобби журналистов-расследователей в первоочередную задачу нынешней власти.

Н

аправление первых ударов по чиновничьим «кормушкам» можно рассчитать уже сейчас. Конечно, никто не собирается устанавливать жесткий контроль за каждым потенциальным коррупционером. Гораздо полезнее была бы попытка перекрыть основные лазейки для казнокрадства в отечественном законодательстве. Взять хотя бы проблему кредитных линий, открытых правительством по так называемым связанным кредитам. С инициативой их закрытия недавно выступил министр финансов Алексей Кудрин.

Суть проблемы заключается в том, что те или иные бюджетные организации получают кредиты западных банков под целевые покупки оборудования у западных же фирм. Главным условием такого кредита является то, что кредитор сам определяет, у кого заемщик должен покупать необходимое ему оборудование. Правда, как показали исследования Министерства финансов, больше половины открытых кредитных линий не используются. Там же, где кредитные договора вступают в силу, покупать оборудование по связанным кредитам приходится значительно дороже рыночных цен. Однако главная проблема связанных кредитов, по мнению специалистов, в том, что их получение зависит от различных теневых договоренностей. Другими словами, чиновник или руководитель государственного предприятия, получающий подобный кредит, почти в обязательном порядке рассчитывает на «откат» со стороны кредитора.

В качестве второй цели антикоррупционной кампании правительства многие называют практику заказа государственными учреждениями разного рода научных исследований. Размер сумм, выплаченных за подобного рода услуги, вполне сопоставим с затратами на восстановление затопленного летом Краснодарского края. К примеру, не так давно Министерство связи заказало исследования деятельности российской почты западным консультантам. За пятнадцатистраничную разработку из бюджета было заплачено полтора миллиона долларов. При этом никакого конкурса среди консультантов Министерство связи не проводило.

Что касается главного направления борьбы со взяточничеством, то его озвучил сам президент Путин. Решить проблему коррупции должна административная реформа. По идее, привести она должна к тому, что «государевых людей» ограничат в возможности вмешиваться в экономические процессы. Понятно, что не каждый чиновник имеет возможность поучаствовать в распределении бюджетных средств, поэтому благосостояние подавляющей части коррупционеров напрямую связано с проводимым ими прессингом коммерческих структур и отдельных предпринимателей. Правда, как показал последний опыт проведения подобных реформ, результат может получиться не столь впечатляющий, как планировалось.

К примеру, одной из причин расформирования Федеральной службы налоговой полиции стало участие ее сотрудников в том, что предпочитают называть «спорами хозяйствующих субъектов». Но, по мнению аналитиков, у того же МВД имеется неменьший интерес к корпоративным разборкам. Достаточно посмотреть на историю захватов предприятий только за последний год, чтобы увидеть, что ни один из них не обошелся без участия сотрудников милиции. А кроме сотрудников МВД, в подобных мероприятиях обязательно задействованы арбитражные суды, налоговики и местные чиновники. Понятно, что всех не расформируешь.

Проблемы административной реформы недавно обсуждались на встрече первых лиц российского бизнеса с президентом. Необходимость перемен признается всеми ее участниками. А после разговора с президентом крупные российские предприниматели на недавнем заседании РСПП приняли решение самостоятельно бороться с коррупцией. Если верить составленной «равноудаленными» олигархами декларации, теперь они больше не будут давать взятки чиновникам, а все свои споры будут решать в честных судах. И перестанут, наконец, злоупотреблять политическим лоббизмом.

Впрочем, если крупный бизнес, имеющий на вооружении огромную армию юристов и адвокатов, может позволить себе не обращать внимания на нужды чиновников, то что делать малому и среднему бизнесу? «Собственно, суть реформы в том, — заявил журналистам глава рабочей группы РСПП по разработке концепции административной реформы Александр Шохин, — что государства должно быть ровно столько, сколько необходимо для успешного экономического развития, расширения частной инициативы и саморегулирования со стороны гражданского общества». Вот только проводить реформу государственного аппарата поручено тем же чиновникам, так что за ее результат можно не беспокоиться: 2003 год вряд ли станет последним годом российской коррупции.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow