Сюжеты

СЧАСТЛИВАЯ ДАТА ДЛЯ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Этот материал вышел в № 30 от 28 Апреля 2003 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

Создана система обучения педагогов информационным технологиям, и почти 60 тысяч школьных учителей уже воспользовались ее возможностями 25 апреля этого года Федерация Интернет Образования (ФИО) отмечает свое трехлетие. Всего три года или...


Создана система обучения педагогов информационным технологиям, и почти 60 тысяч школьных учителей уже воспользовались ее возможностями
       
       25 апреля этого года Федерация Интернет Образования (ФИО) отмечает свое трехлетие. Всего три года или уже три года? Если говорить о достигнутых результатах, то для ФИО это, скорее, «уже». То, что сделано, в обыденном понимании, невозможно было сделать за такой короткий срок. В каждом третьем российском регионе открыт центр Интернет-образования. Даже больше, чем в каждом третьем: ведь сегодня на территории России их работает 33 и есть еще один центр в Минске. По сути, создана система обучения педагогов информационным технологиям, и почти 60 тысяч школьных учителей уже воспользовались ее возможностями. Всего же Федерация планирует к концу 2005 года обучить более 250 000 российских педагогов в 50 учебных центрах. Для ФИО обучение работников образования – главное, но не единственное направление деятельности. Проведение всероссийских конференций, конкурсов и олимпиад, издание специализированной литературы и молодежного журнала, создание учительских клубов – все это ФИО. Тем не менее в Федерации считают, что это только начало пути.
       Накануне праздника ответственный секретарь ФИО Сергей Владимирович МОНАХОВ побеседовал с корреспондентом «Новой газеты».
       
       — ФИО отмечает на этой неделе свое трехлетие. Как вы оцениваете деятельность Федерации, какой путь ей удалось пройти?
       — В апреле 2000 года официально была создана Федерация Интернет Образования. Хотя, честно говоря, наша основная активность началась несколько позже — осенью 2000 года. Совершенно точно, что для нас эти годы не прошли впустую. Есть конкретные результаты. Но один из главных результатов я бы определил так: создавая систему обучения педагогов новым технологиям, отрабатывая при этом модель партнерства власти, бизнеса и общественности, ФИО доказала необходимость и реальность формирования государственно-общественной системы информатизации российского образования. Наш главный проект – проект «Поколение.ru» стал по-настоящему партнерским проектом власти, бизнеса и общественности. И идея инициатора и главного спонсора проекта — нефтяной компании ЮКОС — реализовать некоммерческий образовательный проект общегосударственного значения стала реально воплощаться в жизнь.
       — За три года ФИО прошла путь от открытия первого центра Интернет Образования до участия в Федеральном совете по информатизации. Вы стали заместителем председателя Совета Владимира Филиппова, министра образования России. Известно, что и сам совет был создан во многом благодаря инициативе ФИО. А по какому принципу формировался состав Федерального совета?
       — Были инициативные предложения. Наше, например, — это то, что Совет по составу должен делиться приблизительно 50 на 50: половина – представители государственных структур, половина – негосударственных. Так оно и получилось. При этом я хочу сказать, что Совет не представляет собой некий закрытый клуб, он открыт для вхождения новых организаций, новых представителей.
       — Само Министерство образования выступает инициатором приглашения в Совет или любая организация может добровольно стать участником?
       — Поскольку это Совет при Министерстве образования, есть определенная процедура: состав Совета утверждается приказом министра. Новых членов в Совет может пригласить министерство, это может быть также решение самого Совета, и наконец это может быть инициативой всех, кто считает свою работу в Совете нужной и эффективной.
       — Какие задачи и на какой срок ставятся перед Советом?
       — Здесь трудно говорить о какой-то срочности. Задачи, которые призван решать Совет, актуальны и на сегодняшний день, и актуальность их не уменьшится в последующие годы. Основная побудительная причина, по которой возникла необходимость создания Совета, следующая: последние два года (2001-й и в большей степени 2002-й) – это начало реальных процессов в сфере информатизации образования. Государство стало выделять средства, заработали федеральные целевые программы, негосударственные программы и проекты. Из негосударственных самый серьезный проект, конечно, — это «Поколение.ru». С прошлого года в России заработала программа компании Intel «Обучение для будущего», она не такая масштабная, как проект «Поколение.ru», но при этом реальная и эффективная. Во всех регионах работают свои программы и по компьютеризации общего образования, и по развитию телекоммуникаций, и по повышению квалификации педагогических кадров.
       По нашему мнению, настало время координации усилий. На сегодняшний день недостаточно только ведомственной координации. Ведь какая сейчас ситуация — усилия прикладываются, но они разобщены. При этом они друг другу не противоречат, но отсутствие системности снижает их эффективность. Общей картины всего того, что делается в целом по стране для информатизации образования, нет ни у кого. Я не хочу сказать, что ситуация критическая, но она объективно требует новых подходов. Министерство образования не в состоянии координировать все и вся, да этого делать министерству и не нужно. Ведомственные и межведомственные комиссии по информатизации как работали, так пусть и работают, если, конечно, им есть чем заняться. Но, повторю еще раз, настало время формирования государственно-общественной системы информатизации образования.
       При этом сразу хочу сказать, что создание Совета я не рассматриваю как решение всех проблем.
       — В чем же важность шага по созданию Совета?
       — Я бы сказал, что это первый шаг в заданном направлении. При этом есть опасность, что Федеральный совет превратится в одно из тех новообразований, которые создали, а потом о них забыли – не работают, вот и забыли. Поэтому мы предложили — и наши коллеги из Минобразования с этим согласились — сделать рабочую группу Совета, которая будет организационно и содержательно обеспечивать его работу. На первых порах функции этой рабочей группы будет выполнять ФИО.
       — Собирается ли ФИО как-нибудь менять свою стратегию в ближайшее время?
       — Нет, конечно. Наше стратегическое направление было и остается неизменным – содействие информатизации российского образования. Но ведь мы существуем и работаем в реальной среде, а она меняется, и довольно быстро. Мы должны не просто реагировать на эти изменения, но их предвидеть. Пока информатизация образования идет в целом со знаком плюс и примерно так, как мы предполагали еще в 2000 году. Поэтому все наши новые идеи и подходы будут связаны только с одним – нашим стремлением к расширению и углублению сотрудничества с государством и общественностью.
       — Вы сказали «пока»?
       — Давайте будем считать, что я поосторожничал. Я уверен, что информатизация российского образования «обречена» на успех. Других вариантов нет.
       


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera