Сюжеты

СЧАСТЛИВАЯ ДАТА ДЛЯ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Этот материал вышел в № 30 от 28 Апреля 2003 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

 

Создана система обучения педагогов информационным технологиям, и почти 60 тысяч школьных учителей уже воспользовались ее возможностями 25 апреля этого года Федерация Интернет Образования (ФИО) отмечает свое трехлетие. Всего три года или...


Создана система обучения педагогов информационным технологиям, и почти 60 тысяч школьных учителей уже воспользовались ее возможностями
       
       25 апреля этого года Федерация Интернет Образования (ФИО) отмечает свое трехлетие. Всего три года или уже три года? Если говорить о достигнутых результатах, то для ФИО это, скорее, «уже». То, что сделано, в обыденном понимании, невозможно было сделать за такой короткий срок. В каждом третьем российском регионе открыт центр Интернет-образования. Даже больше, чем в каждом третьем: ведь сегодня на территории России их работает 33 и есть еще один центр в Минске. По сути, создана система обучения педагогов информационным технологиям, и почти 60 тысяч школьных учителей уже воспользовались ее возможностями. Всего же Федерация планирует к концу 2005 года обучить более 250 000 российских педагогов в 50 учебных центрах. Для ФИО обучение работников образования – главное, но не единственное направление деятельности. Проведение всероссийских конференций, конкурсов и олимпиад, издание специализированной литературы и молодежного журнала, создание учительских клубов – все это ФИО. Тем не менее в Федерации считают, что это только начало пути.
       Накануне праздника ответственный секретарь ФИО Сергей Владимирович МОНАХОВ побеседовал с корреспондентом «Новой газеты».
       
       — ФИО отмечает на этой неделе свое трехлетие. Как вы оцениваете деятельность Федерации, какой путь ей удалось пройти?
       — В апреле 2000 года официально была создана Федерация Интернет Образования. Хотя, честно говоря, наша основная активность началась несколько позже — осенью 2000 года. Совершенно точно, что для нас эти годы не прошли впустую. Есть конкретные результаты. Но один из главных результатов я бы определил так: создавая систему обучения педагогов новым технологиям, отрабатывая при этом модель партнерства власти, бизнеса и общественности, ФИО доказала необходимость и реальность формирования государственно-общественной системы информатизации российского образования. Наш главный проект – проект «Поколение.ru» стал по-настоящему партнерским проектом власти, бизнеса и общественности. И идея инициатора и главного спонсора проекта — нефтяной компании ЮКОС — реализовать некоммерческий образовательный проект общегосударственного значения стала реально воплощаться в жизнь.
       — За три года ФИО прошла путь от открытия первого центра Интернет Образования до участия в Федеральном совете по информатизации. Вы стали заместителем председателя Совета Владимира Филиппова, министра образования России. Известно, что и сам совет был создан во многом благодаря инициативе ФИО. А по какому принципу формировался состав Федерального совета?
       — Были инициативные предложения. Наше, например, — это то, что Совет по составу должен делиться приблизительно 50 на 50: половина – представители государственных структур, половина – негосударственных. Так оно и получилось. При этом я хочу сказать, что Совет не представляет собой некий закрытый клуб, он открыт для вхождения новых организаций, новых представителей.
       — Само Министерство образования выступает инициатором приглашения в Совет или любая организация может добровольно стать участником?
       — Поскольку это Совет при Министерстве образования, есть определенная процедура: состав Совета утверждается приказом министра. Новых членов в Совет может пригласить министерство, это может быть также решение самого Совета, и наконец это может быть инициативой всех, кто считает свою работу в Совете нужной и эффективной.
       — Какие задачи и на какой срок ставятся перед Советом?
       — Здесь трудно говорить о какой-то срочности. Задачи, которые призван решать Совет, актуальны и на сегодняшний день, и актуальность их не уменьшится в последующие годы. Основная побудительная причина, по которой возникла необходимость создания Совета, следующая: последние два года (2001-й и в большей степени 2002-й) – это начало реальных процессов в сфере информатизации образования. Государство стало выделять средства, заработали федеральные целевые программы, негосударственные программы и проекты. Из негосударственных самый серьезный проект, конечно, — это «Поколение.ru». С прошлого года в России заработала программа компании Intel «Обучение для будущего», она не такая масштабная, как проект «Поколение.ru», но при этом реальная и эффективная. Во всех регионах работают свои программы и по компьютеризации общего образования, и по развитию телекоммуникаций, и по повышению квалификации педагогических кадров.
       По нашему мнению, настало время координации усилий. На сегодняшний день недостаточно только ведомственной координации. Ведь какая сейчас ситуация — усилия прикладываются, но они разобщены. При этом они друг другу не противоречат, но отсутствие системности снижает их эффективность. Общей картины всего того, что делается в целом по стране для информатизации образования, нет ни у кого. Я не хочу сказать, что ситуация критическая, но она объективно требует новых подходов. Министерство образования не в состоянии координировать все и вся, да этого делать министерству и не нужно. Ведомственные и межведомственные комиссии по информатизации как работали, так пусть и работают, если, конечно, им есть чем заняться. Но, повторю еще раз, настало время формирования государственно-общественной системы информатизации образования.
       При этом сразу хочу сказать, что создание Совета я не рассматриваю как решение всех проблем.
       — В чем же важность шага по созданию Совета?
       — Я бы сказал, что это первый шаг в заданном направлении. При этом есть опасность, что Федеральный совет превратится в одно из тех новообразований, которые создали, а потом о них забыли – не работают, вот и забыли. Поэтому мы предложили — и наши коллеги из Минобразования с этим согласились — сделать рабочую группу Совета, которая будет организационно и содержательно обеспечивать его работу. На первых порах функции этой рабочей группы будет выполнять ФИО.
       — Собирается ли ФИО как-нибудь менять свою стратегию в ближайшее время?
       — Нет, конечно. Наше стратегическое направление было и остается неизменным – содействие информатизации российского образования. Но ведь мы существуем и работаем в реальной среде, а она меняется, и довольно быстро. Мы должны не просто реагировать на эти изменения, но их предвидеть. Пока информатизация образования идет в целом со знаком плюс и примерно так, как мы предполагали еще в 2000 году. Поэтому все наши новые идеи и подходы будут связаны только с одним – нашим стремлением к расширению и углублению сотрудничества с государством и общественностью.
       — Вы сказали «пока»?
       — Давайте будем считать, что я поосторожничал. Я уверен, что информатизация российского образования «обречена» на успех. Других вариантов нет.
       


Друзья!

Если вы тоже считаете, что журналистика должна быть независимой, честной и смелой, станьте соучастником «Новой газеты».

«Новая газета» — одно из немногих СМИ России, которое не боится публиковать расследования о коррупции чиновников и силовиков, репортажи из горячих точек и другие важные и, порой, опасные тексты. Четыре журналиста «Новой газеты» были убиты за свою профессиональную деятельность.

Мы хотим, чтобы нашу судьбу решали только вы, читатели «Новой газеты». Мы хотим работать только на вас и зависеть только от вас.
Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
Стать соучастником
Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera