СюжетыОбщество

ШЕСТЬ БИЛЬЯРДНЫХ ШАРОВ С ГЛАЗАМИ — И ВСЕ ГЛЯДЯТ НА ПУТИНА

Этот материал вышел в номере № 30 от 28 Апреля 2003 г.
Читать
На «АртМоскве» мы насчитали 2115 портретов президента В ЦДХ прошла 7-я ежегодная международная ярмарка «АртМосква» — главное событие в той области российской жизни, которую стыдливо именуют «актуальным художественным процессом». На двух...

На «АртМоскве» мы насчитали 2115 портретов президента

В

ЦДХ прошла 7-я ежегодная международная ярмарка «АртМосква» — главное событие в той области российской жизни, которую стыдливо именуют «актуальным художественным процессом». На двух этажах разместились 37 галерей —

в том числе из Вены, Парижа, Берлина — и несколько некоммерческих проектов, среди которых эстонская программа, коллекция хитов ABSOLUT ART и кураторский проект Бориса Гройса...

Н

а позапрошлой «АртМоскве» Марат Гельман сажал в экспозицию чеченцев. В этом году Paula Boettcher Gallery привела с вокзала беспризорных детей, которые снимали друг друга на камеру и рассказывали о жизни в микрофон. Ни шока, ни иных эмоций у присутствующих перформанс не вызвал.

То ли спонсорство Первого канала, то ли грядущие выборы тому виной, но в этом году акцент сделан на власти. Лауреат Госпремии дизайнер Андрей Логвин изобразил на логотипе ярмарки шесть бильярдных шаров с глазами. Похоже, все они смотрят на Путина: устроители ярмарки насчитали 2115 портретов президента. Правда, большая их часть приходится на «Янтарную комнату» того же Логвина, выложенную от пола до потолка карнавальными масками Путина.

В некоммерческом проекте Гельмана, кроме поднадоевших Врубеля с Тимофеевой, можно полюбоваться на холст «Утро нашей родины», где президент заменил Сталина на фоне солнечной долины. На газетной полосе, висящей по соседству, цензурой вымарано все, кроме пяти букв — угадайте каких? Напротив крутится видеоарт с фарсом на темы революционной анархии, дальше — просящий милостыню шахтер.

На втором этаже утомленного Путиным зрителя встречает произведение Лизы Березовской на стенде галереи «Айдан»— две стеклянные головы, наполненные пенопластом. Неподалеку Влад Монро расписывает сладкими словами свой витраж, живописующий чудесное спасение из спаленной им квартиры Лизы. (Заметно, что с годами это событие занимает все более важное место в творчестве художника.)

Здесь царит азартная атмосфера настоящего ярмарочного балагана, укрепляющая коммерческие надежды. Матово поблескивает увитая лавром «Золотая вагина» Елены Елагиной; радует глаз гжельский узор все никак не решающегося пописать мальчика от Дмитрия Цветкова. Галереи соревнуются в звездных именах и оригинальности.

«Ковчег» традиционно показывает качественную полузабытую живопись ХХ века— на этот раз по сеансам, одну картину на несколько часов.

Виноградов и Дубосарский, наводнившие ярмарку своей анилиновой живописью, выставили и целый «Кубометр» графики. Это игровой автомат-«хваталка» Стефана Шанабрука, только вместо мягких игрушек можно попытаться зацепить скомканный графический лист — всего за 100 рублей. Тиражированием красочных холстов занимается галерея Escape, продавая копии ярмарочных работ под видом борьбы с пиратством. Тему копирования и профанации искусства раскрутил еще Энди Уорхол. В стилистике его шелкографий сделаны пафосные портреты ведущих Первого канала.

Сегодняшний поп-арт не менее охотно работает с сугубо виртуальными героями — семейка Симпсонов населила картину «Опять двойка», голова Микки-Мауса увенчала памятник Ленину. Можно сравнить их с работами самого Уорхола на стендах Artmosphere, Ernst Hilder Gallery. Курируемый Олегом Куликом проект «Абсолют АРТ» через идею прозрачности демонстрирует ряд бутылок в интерпретации мастеров фото, дизайна и арта — Уорхола, Лейбовиц, Арман, Пьер&Жиль и других.

На стендах немецких галерей впервые в России можно увидеть и купить подлинники работ Катарины Фриш, Йоко Оно, Роя Лихтенштейна, Раушенбурга. Присутствие таких имен не только подогревает спрос, но и подтверждает интернациональный статус ярмарки, получившей международный сертификат только в минувшем году.

Наше искусство экспортируется на ура, концептуальные холсты Кабакова и Звездочетова бойко раскупаются на международных ярмарках. Вадима Фишкина и Юрия Лейдермана на «АртМоскве» выставляет люблянская Skuc Gallery. А пристрастия наших собирателей, представленные в проекте Пьера Броше «Современное искусство в частных коллекциях», не отличаются от западных — живопись и фото плюс композиции Тимура Новикова и Айдан Салаховой — из тех, что хорошо вписываются в интерьер. На сладкое — фотопортрет Ольги Слуцкер, выполненный Хельмутом Ньютоном в роковое 11 сентября.

Но запоминается совсем другое: натуралистичная, на грани фола «История болезни» Бориса Михайлова с обитателями российского «дна»; очень профессиональное эстонское видео, отзывающееся на голос; фотоколлаж «Жизнь прекрасна» (Bogna Burska), где распускающиеся цветы монтируются с заживающей после ампутации культей. И безъязыкие судороги резиновой обезьянки на видео Анны Ермолаевой.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow