СюжетыОбщество

ДОВЕРИЕ — ЭТО ПРОДУКТ ИСТОРИИ, ДАР СВЫШЕ, ЕГО НЕЛЬЗЯ НАВЯЗАТЬ

Этот материал вышел в номере № 30 от 28 Апреля 2003 г.
Читать
Международные выставки — не изобретение Х1Х века. Издревле на перекрестках торговых путей возникали крупные ярмарки. Люди там не только обменивались товаром, но и познавали мир, учились понимать друг друга. В средние века ярмарочный статус...

М

еждународные выставки — не изобретение Х1Х века. Издревле на перекрестках торговых путей возникали крупные ярмарки. Люди там не только обменивались товаром, но и познавали мир, учились понимать друг друга. В средние века ярмарочный статус дал богатство и славу Лиону, Франкфурту, Лейпцигу...

Но первая всемирная выставка в современном понимании действительно состоялась в Х1Х веке. В 1851 году в Лондоне. Эстафету подхватил Париж: 1855, 1867, 1878, 1889, 1900. Выставочная лихорадка заразила мир, крупные города бились за право пригласить промышленников, ремесленников и изобретателей со всего света. Конфликты интересов требовали регулирующего начала, и выставочное дело стало предметом межгосударственных отношений.

В 1912 на конференции в Германии принят дипломатический документ с правилами всемирных выставок, который так и не был ратифицирован из-за войны. Только в 1928 году в Париже принята международная конвенция, для контроля за выполнением которой образовано Международное бюро выставок (МБВ).

С генеральным секретарем МБВ Висенте Гонсалесом мы разговаривали в его кабинете на парижской авеню Виктора Гюго. Тема беседы: почему столицей "Экспо-2010" выбрали не Москву, а Шанхай? Кто виноват и что делать?

Сначала о главных критериях выбора…

Их много. Оценивают общее состояние страны и города, предлагаемые условия, качество проекта, заинтересованность потенциальных участников. Это базовые элементы. Но есть и чисто политические, потому что наша организация — межправительственная, и голосуют не VIP-деятели в личном качестве, как, например, в олимпийском движении, а правительства.

Как в Совбезе ООН? Правда ли, что кандидаты соревнуются, предлагая дорогие подарки членам бюро, оплачивая их поездки и развлечения? Ведь голосуют-то живые люди… Нет, это неправда. Это не имеет смысла для результата. Страны-кандидаты обязаны оплачивать командировочные расходы экспертам МБВ, потому что у организации нет на то денег. А подарки — это сувениры, которые приятно получать, но которые я по правилам не могу даже увезти домой. (Он показал на гжельский кувшин на камине рабочего кабинета). Чиновники передают информацию от кандидатов, формируют мнение правительств. Их как людей может впечатлить эффектная дорогая презентация. Насколько полезны эти затраты? Презентации нужны, чтобы передать послание правительствам стран-участниц, а не просто пустить пыль в глаза. Основной элемент кампании это все же лоббирование. Надо поехать в столицу той или иной страны и объяснить ее правительству, в чем ее интерес в выборе именно вас, что она выиграет, если выставка состоится именно в вашем неповторимом городе. Лоббирование не может быть дипломатической рутиной. Мало ноты посла генеральному директору или министру. Надо убедить, что тема выставки важна, а предлагаемое место отвечает интересам страны, которая будет голосовать. В сумме возникает общее благоприятное мнение международного сообщества. То есть, зернышко к зернышку? Да, но и работы с правительством недостаточно. Нужно мобилизовать экономическое лобби, которое было бы заинтересовано в проведении выставки в вашей стране. Нужно, чтобы деловые круги получили убедительное послание, что им выгодно, чтобы выставка прошла у вас. Тогда они надавят на свое правительство, а то даст команду представителю в МБВ. Выигрывает тот, кто преуспел в создании всех этих элементов. Это уже дорого и хлопотно. Что же, делегация должна объехать все 88 стран-членов МБВ и окучить не только правительственных чиновников, но и бизнесменов? В принципе, да, если хочет результата. Все 88 стран голосуют на равных, и голос Японии равен голосу Барбадоса. У России есть преимущество: она имеет дипотношения со всеми членами МБВ. Китай — не со всеми. А расходы на рекламу в СМИ и на улицах? Они оправданы? Министры не читают газет и мало смотрят телевизор, а общественность не голосует в МБВ. На кого рассчитана реклама? Она второстепенна и должна быть рассчитана прежде всего на граждан своей страны, чтобы они знали, что есть возможность заработать, что не нужно скупиться на организацию выставки. Экспозиция не может быть успешной, если граждане к ней безразличны из-за других забот. Во-вторых, реклама призвана поддержать усилия властей, бизнеса, интеллектуальных кругов. Наконец, есть элемент внешней рекламы. Правительство представляет на международном рынке свою работу хорошей, успешной, предлагаемый город — достойным. Если это заведомо невозможно, потому что в мире преобладает другое мнение, то расходы на внешнюю рекламу — это деньги на ветер. Западная пресса была наводнена рекламой Шанхая при очевидной скромности рекламы Москвы… Китай в последние годы предпринимает огромные усилия по выходу из международной изоляции. Это долговременная государственная стратегия открытия внешнему миру, стремление показать китайские города, прежде всего, Шанхай, Гуанчжоу как центры контакта с Западом. Китай предложил очень привлекательные условия. У Вас есть приблизительные оценки средств, затраченных на рекламу заявок? Нет. По той простой причине, что рекаламные кампании в значительной мере оплачивали крупные фирмы. Например, рекламу Шанхая в Монако обеспечила французская сеть супермаркетов "Карефур", которая активно осваивает китайский рынок, а рекламу Йосу — корейский автомобильный концерн "Хиндай". Я не знаю, сколько они дали, но это наверняка больше, чем выделено из муниципальных бюджетов, даже богатого шанхайского. Фирмы зря денег не тратят. Как выглядела на этом фоне Москва? Я думаю, что она поработала хорошо, представила прекрасный проект. А отсутствие желаемого результата объясняется общим восприятием России в мире. Ее, к сожалению, пока не воспринимают как стабильную, надежную страну. Она ассоциируется с неприятными событиями, примером чему стал захват заложников на "Дубровке". По моему, России надо больше заботиться о своем имидже в мире. Не только она одна проходит сложный переходный период. Группа инспекторов МБВ в Москве с удовольствием констатировала, что эпоха коммунизма там прошла, в то время как в Шанхае была удручена заорганизованным приемом. Да, Москва очаровала делегацию МВБ. Больше всего их впечатлило культурное богатство российской столицы, творческий потенциал людей. А также потрясающие возможности, которые нам обещало правительство российской столицы. Но то же самое было и в Китае. Шанхай — современный город, бурно развивающийся в сложных условиях переходного периода. Что же играет определяющую роль в выборе — стабильность или демократия, права человека, свобода слова? Здесь больше уместны другие ключевые слова: доверие и надежда. Доверие — это всегда продукт истории, дар свыше, его нельзя навязать. Надежда — это значит, что у нас общее будущее, общие проекты, и выставка призвана их представить. Какие уроки должны извлечь Москва и Россия, если захотят выставить кандидатуру на "Экспо-2015"? Главная задача в том, чтобы образ России не был негативным. Чтобы в глазах мировой общественности она не была страной социальных и этнических конфликтов, техногенных катастроф и мафиозных разборок, население которой живет в страхе перед терактами и неясным будущим. Россия — это наука и культура, народные традиции и высокие технологии. Это динамичное молодое общество. Это красота и надежда. И это нужно показывать, если вы хотите делать заявку на "Экспо-2015". Но при всей важности рекламы и презентации, главное — это реальность. Прежний инцидент отказа от выставки 1967 года из-за смены власти в Кремле сыграл роль при голосовании? Абсолютно никакой. Это уже деталь истории. Мало кто помнит. Но все отмечают, что на этот раз Москва добивалась цели непоследовательно. С июня по октябрь прошлого года был почти полный пробел. Потом начался аврал. Наверное, это особенность русского национального характера, но не все ее оценили. На 2015 год надо было начинать работать еще вчера, настойчиво и неослабно. Сама идея всемирных выставок не исчерпала ли себя в век информационных технологий, современного транспорта, возможностей путешествовать, познавать мир и прогресс через Интернет? "Экспо-2000" в Ганновере обернулось убытками. Зачем сейчас всемирные выставки? Чего ищут в них государства и бизнес? Один мой авторитетный коллега считает, что сегодня это либо способ добиться международного статуса второсортным городам, либо амбиции чиновничества там, где оно еще правит бал. Как бы ни были развиты коммуникации, людям важно увидеть новое своими глазами, самим побывать на выставке, где оно представлено, потрогать. В этом смысле время не изменило человеческой природы. Что еще может дать широкой публике в доступной, комфортабельной и наглядной форме представление о прогрессе, о будущем, о долге человечества? Ганновер был скорее частичным успехом, чем провалом. Положительный эффект "Экспо-2000" еще не проявился. Даже если просто посчитать сроки окупаемости нового отеля: 20 лет. Провинциальный и совершенно не туристический Ганновер только начинает новую жизнь благодаря прошедшей выставке. Это и скоростные железные дороги, автострады, транспортные развязки. Александр Минеев, Париж-Брюссель

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow