Сюжеты

О&А ФЛОРЕНСКИЕ О ПОЛОЖЕНИИ ДЕЛ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ ЗА ПОСЛЕДНИЕ 300 ЛЕТ

Этот материал вышел в № 31 от 05 Мая 2003 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

 

ЕЖ ОБЫКНОВЕННЫЙ ЕВРОПЕЙСКИЙ В самом Петербурге настоящего живого ежа сегодня можно встретить, пожалуй, только в парках – а вот Ленинградская область ежами богата. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона сообщает, что ЕЖ (Erinaceus...


       
       ЕЖ ОБЫКНОВЕННЫЙ ЕВРОПЕЙСКИЙ

       В самом Петербурге настоящего живого ежа сегодня можно встретить, пожалуй, только в парках – а вот Ленинградская область ежами богата.
       Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона сообщает, что ЕЖ (Erinaceus по-латыни) — представитель особого семейства насекомоядных хищников. Он имеет по пять пальцев на передних и задних ногах и 36 зубов (клыки не выражены). Средняя длина ежа 25 — 30 сантиметров, из которых 2,5 приходится на хвост, а высота в загривке 12 — 15 см. Живет еж в среднем 8 -10 лет, ведет в основном одинокий образ жизни, а главные его враги – лиса, филин и собака. Еж питается насекомыми, червями, змеями и даже мелкими птицами, а его «душевные способности находятся на низкой степени». Последнее утверждение явно дискредитирует человечный, глубоко положительный образ ежа, сформировавшийся в коллективном отечественном сознании благодаря советским детским книжкам, мультфильмам, кружкам мягкой игрушки, а также анонимным росписям гуашью на стенах детских садов и поликлиник. Этот еж добр и жалостлив, патологически трудолюбив и слегка придурковат. Он разговаривает дребезжащим старческим голосом, помогает слабым, совестит ленивых и передвигается в основном на задних ногах, с палочкой в руке и грибом на спине.
       
        
       МОДЕСТ ПЕТРОВИЧ МУСОРГСКИЙ

       Опухший, нечесаный, в расхристанном халате, Мусоргский заметно выделялся в ряду портретов респектабельных русских композиторов, висевших в школьном кабинете пения. При этом из всей этой унылой компании Мусоргский был единственным, кто представлял хоть какой-то интерес для советских школьников: в начале 70-х только ленивый не слушал магнитофонные записи английской группы «Эмерсон, Лэйк энд Палмер», игравшей бойкую рок-версию «Пикчерс фром зе экзибишен». Характерно, что при этом ни у кого не возникало желания ознакомиться с классическим оригиналом. И уж совсем мало кто знал, что этот пучеглазый неопрятный мужчина окончил элитарную школу гвардейских подпрапорщиков, ради музыки оставил военную карьеру, был членом «Могучей кучки», написал пять опер, скандально прославился при жизни и в сорок два года умер от белой горячки в Петербургском военном госпитале. В общем, как писал еще один гениальный русский алкоголик Веня Ерофеев: «Модест Мусоргский лежит в канаве с перепою, а мимо проходит Николай Римский-Корсаков, в смокинге и с бамбуковой тростью. Остановится Николай Римский-Корсаков, пощекочет Модеста своей тростью и говорит: «Вставай! Иди умойся и садись дописывать свою божественную оперу «Хованщина»!»
       
  
       ПАМЯТНИК В. И. ЛЕНИНУ У ФИНЛЯНДСКОГО ВОКЗАЛА

       При виде этого памятника тут же вспоминается известная народная загадка: «Это что за большевик лезет к нам на броневик? Он большую кепку носит, букву «эр» не произносит, ходит с лысой головой – угадай, кто он такой?». Незаметная на первый взгляд кепка в монументе, разумеется, присутствует — она засунута в карман пальто.
       На самом деле это один из лучших в городе советских памятников, сильно украшающий обширную унылую площадь с уродливым зданием Финляндского вокзала, перестроенным в начале 1960-х. Этот первый в стране памятник Ленину был установлен в 1926 году в сквере перед старым зданием вокзала, неподалеку от нынешнего входа в метро, а после войны был передвинут в центр площади. Его авторы – скульптор Евсеев, слепивший собственно статую, и архитекторы Щуко и Гельфрейх, создавшие гранитный конструктивистский пьедестал, напоминающий пресловутый броневик весьма отдаленно. Бронзовая фигура, моделью для которой по преданию послужил архитектор Щуко, внешне поразительно схожий с вождем, была отлита из расплавленных снарядных гильз.
       Забавно, что, несмотря на случившуюся перемену общественного строя и глубоко несимпатичный образ Ильича, этот памятник остался таким же символом нашего города, как и Медный всадник.
       
     
       ЛИГОВСКИЙ НАРОДНЫЙ ДОМ

       Лиговский народный дом (ныне Дворец культуры железнодорожников) был построен в 1903 году на средства известной русской благотворительницы графини Софьи Владимировны Паниной на углу Тамбовской и Прилукской улиц неподалеку от Лиговки — в одном из самых пьяных и разбойничьих районов Санкт-Петербурга. Дом был оборудован по последнему слову техники – там имелась даже астрономическая обсерватория. Лиговские жители могли посещать школу для детей с бесплатными обедами, вечерние классы для взрослых, ремесленные мастерские, а также бесплатную библиотеку и чайную. Здесь же работали разнообразные кружки, издавался рукописный журнал, проводились научно-популярные лекции по всевозможным отраслям знаний, включая гипнотизм и оккультизм, давал спектакли Общедоступный театр, а для желающих были открыты сберегательная касса и юридическая консультация. Благодарные посетители в письмах к графине Паниной просили «вооружить человека знанием, чтобы более тянуло его на лекцию, а не в кабак».
       Сегодня Лиговский народный дом предлагает окрестным жителям, в общем-то не сильно изменившимся со времен графини Паниной, куда более скудный набор развлечений: кафе, шахматный клуб, библиотеку, секцию спортивных танцев и дискотеку по воскресеньям.
       


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera