СюжетыОбщество

ТЕЛЕЭФИР В ПАСХУ И ПОСЛЕ

Этот материал вышел в номере № 31 от 05 Мая 2003 г.
Читать
Ирония судьбы, или Христос воскрес Так как в конце апреля шел снег, на Пасху по ТВС показали «Иронию судьбы». Что-то в этом роде уже было несколько лет назад, когда во время майского повтора новогоднего «Голубого огонька» на улице началась...

Ирония судьбы, или Христос воскрес

Т

ак как в конце апреля шел снег, на Пасху по ТВС показали «Иронию судьбы». Что-то в этом роде уже было несколько лет назад, когда во время майского повтора новогоднего «Голубого огонька» на улице началась метель. Погода все-таки зависит от телевизионного репертуара гораздо больше, чем от капризов метеослужбы.

«И

рония судьбы» и «Семнадцать мгновений весны» — это, безусловно, два главных фильма страны. В День Победы обязательно хочется «Мгновений», под Новый год неизбежна «Ирония». Новогодней традиции следуют почти все телеканалы, вне зависимости от количества денег и личных предпочтений. А если пытаются соригинальничать и зажать «Иронию», то во всех телеобзорах про них немедленно пишут: «Они не показали ничего новогоднего». Без доброго хама Лукашина и уверенности, что Ленинград — это такая Москва для алкоголиков, Новый год не в радость.

Первый канал выбирает этот фильм за его ностальгическую свежесть, РТР — за верность традициям, НТВ — чтобы не раздражать начальство, ТВС — потому что им самим нравится. А каналу «Культура» просто деваться некуда: разве можно найти что-нибудь культурнее? Фильмы Эльдара Рязанова и «Мгновения» Татьяны Лиозновой — это как раз то, что мы хотели бы помнить о Стране Советов, поэтому ни один праздник без них не обойдется.

С Новым годом понятно, но «Ирония судьбы» на Пасху — это довольно неожиданное решение. Поводом к показу стал юбилей Юрия Яковлева, но мы, старые советские собаки Павлова, увидев на экране Лукашина с Надей, начинаем по привычке резать салат оливье. Пасху воспринимаем как Новый год; а «Мы с друзьями ходим в баню» — наверное, как намек на Чистый четверг. Не страшно: классика хороша в любом контексте, новые прочтения ее нисколько не портят. А вот пару лет назад на Пасху показали фильм «Конец света», где Шварценеггер побеждал дьявола. Ровно в двенадцать ночи он этого самого дьявола победил, но и сам чуть ли не вознесся. Особенно впечатляла пасхальная служба, которую показали сразу после фильма. Не могу с тех пор без волнения смотреть на Шварценеггера.

Зато на майские праздники (первую их часть) телевидение подбирало фильмы по названиям. «Ирония судьбы» здесь не годится, слишком насмешливо. Показали «Основной инстинкт» (для тех, кто еще не понял, чем является желание пролетариев всех стран соединиться), «Гордость и предубеждение» (это для тех, кто плохо относится к пролетариям и их желаниям всех стран) и «Бал идиотов» (странно, вроде бы никакой связи с Первомаем). Тем же, кто ждал «Иронию судьбы», показали ее весенне-летнюю версию — «Служебный роман».

Но главное — телевидение совершенно случайно проговорилось, как оно на самом деле относится к майским праздникам. Ужастик «Джиперс-Криперс», предъявленный зрителям второго мая, рассказывает о том, как Нечто Чудовищное каждую 23-ю весну на 23 дня вылезает (не скажем, откуда), чтобы всех жрать. Майские праздники длятся чуть меньше, чем 23 дня, но ведь их приходится переживать гораздо чаще, чем раз в 23 года. И каждую весну надо найти что-нибудь праздничное, чтобы показать этим ненасытным телезрителям, которые вылезают — не скажем, откуда — и так и норовят сожрать все, что им дадут.

Кстати о рекламе. Настроение празднично-ностальгическое, так что ругать ее не хочется. Да и не за что. Все красиво и мило. Милые мальчики очаровательно дуют в пустые бутылки из-под пива; милые девочки очаровательно намыливают разные части тела.

По поводу мальчиков и девочек есть только один вопрос: почему ролик про кофе, в котором два мужика живут где-то на севере, большинство зрителей воспринимает как откровенно гомосексуальный, хотя ничего такого в кадре нет? При этом ролик с девочкой, у которой в руках прокладка и она нежно ее поглаживает, приговаривая: «Пойти, что ли, в кино с Юлей?» — большинство зрителей воспринимают просто как рекламу прокладок. Двое мужчин в кадре — это намек. Две женщины, сколько бы они ни пили вместе кофе и ни вставляли друг другу прокладки, это подружки. Ну и куда смотрят феминистки? Разве это не дискриминация по половому признаку?

Но даже дискриминация и бесконечное нагнетание атипичной истерики не могут совсем уж испортить праздник. Потому что праздник — это не то, что вот на работу ходить не надо или, допустим, водку можно пить с утра до ночи. Такое мы и в будние дни умеем. Праздник — это когда по телевизору прямо с утра фильмы Рязанова и «Семнадцать мгновений весны». С легким паром вас, с новым счастьем!

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow