Сюжеты

ПОД ИНФРАКРАСНЫМ ЗНАМЕНЕМ

Этот материал вышел в № 31 от 05 Мая 2003 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

«Мы рождены, чтоб Кафку сделать былью!» «Бей баклуши — спасай Россию!» «Всеми правдами и неправдами жить не по лжи!» Этих трех блестящих фраз вполне достаточно, чтобы оправдать выход в свет «Избранного» Вагрича Бахчаняна. Но в книге...


       
       «Мы рождены, чтоб Кафку сделать былью!»
       «Бей баклуши — спасай Россию!»
       «Всеми правдами и неправдами жить не по лжи!»
       Этих трех блестящих фраз вполне достаточно, чтобы оправдать выход в свет «Избранного» Вагрича Бахчаняна. Но в книге сатирика и художника, легендарного остроумца нынешнего русского Нью-Йорка, достойного соратника Сергея Довлатова по газете «Новый американец» графических каламбуров-коллажей, просто каламбуров и точных максим много больше. Здесь же — лапидарные абсурдистские новеллы и пьесы Бахчаняна.
       Призыву всеми правдами и неправдами жить не по лжи он, точно, следует: в книгу вошло необъятное, как степь (по сравнению с традиционными для автора объемами), оригинальное произведение «Повесть о том, как поссорились Александр Исаевич и Иван Денисович». Первые главы гоголевской повести — в основе коллажа. Имена Ивана Ивановича и Ивана Никифоровича заменены. Комический эффект, впрочем, действительно возникает в каждом абзаце.
       Эссе Александра Гениса «Музей Бахчаняна» открывает книгу:
       «Синявский совершенно справедливо считал Бахчаняна последним футуристом. Вагрич — живое ископаемое. По нему можно изучать дух той революционной эпохи, любить которую его не отучила даже Америка. ...Ему нравится Маяковский, неприятны буржуи, а сам он напоминает героев Платонова. (...) Бахчанян поставил перед собой задачу художественного оформления режима на адекватном ему языке. Орудием Вагрича стал минимализм. Бахчанян искал тот минимальный сдвиг, который отделял норму от безумия, банальность от нелепости, штамп от кощунства».
       Сдвиг, конечно, за годы творческой работы Бахчаняна минимальным быть перестал. От безумия к норме перепрыгивают, как с льдины на льдину, с риском для жизни. Но симбиоз танка и чайника, любовно, как растение, доселе не известное человечеству, зарисованный Бахчаняном, с производства не снят.
       И художество последнего футуриста остается актуальным.
       


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera