Сюжеты

ПОД ИНФРАКРАСНЫМ ЗНАМЕНЕМ

Этот материал вышел в № 31 от 05 Мая 2003 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

 

«Мы рождены, чтоб Кафку сделать былью!» «Бей баклуши — спасай Россию!» «Всеми правдами и неправдами жить не по лжи!» Этих трех блестящих фраз вполне достаточно, чтобы оправдать выход в свет «Избранного» Вагрича Бахчаняна. Но в книге...


       
       «Мы рождены, чтоб Кафку сделать былью!»
       «Бей баклуши — спасай Россию!»
       «Всеми правдами и неправдами жить не по лжи!»
       Этих трех блестящих фраз вполне достаточно, чтобы оправдать выход в свет «Избранного» Вагрича Бахчаняна. Но в книге сатирика и художника, легендарного остроумца нынешнего русского Нью-Йорка, достойного соратника Сергея Довлатова по газете «Новый американец» графических каламбуров-коллажей, просто каламбуров и точных максим много больше. Здесь же — лапидарные абсурдистские новеллы и пьесы Бахчаняна.
       Призыву всеми правдами и неправдами жить не по лжи он, точно, следует: в книгу вошло необъятное, как степь (по сравнению с традиционными для автора объемами), оригинальное произведение «Повесть о том, как поссорились Александр Исаевич и Иван Денисович». Первые главы гоголевской повести — в основе коллажа. Имена Ивана Ивановича и Ивана Никифоровича заменены. Комический эффект, впрочем, действительно возникает в каждом абзаце.
       Эссе Александра Гениса «Музей Бахчаняна» открывает книгу:
       «Синявский совершенно справедливо считал Бахчаняна последним футуристом. Вагрич — живое ископаемое. По нему можно изучать дух той революционной эпохи, любить которую его не отучила даже Америка. ...Ему нравится Маяковский, неприятны буржуи, а сам он напоминает героев Платонова. (...) Бахчанян поставил перед собой задачу художественного оформления режима на адекватном ему языке. Орудием Вагрича стал минимализм. Бахчанян искал тот минимальный сдвиг, который отделял норму от безумия, банальность от нелепости, штамп от кощунства».
       Сдвиг, конечно, за годы творческой работы Бахчаняна минимальным быть перестал. От безумия к норме перепрыгивают, как с льдины на льдину, с риском для жизни. Но симбиоз танка и чайника, любовно, как растение, доселе не известное человечеству, зарисованный Бахчаняном, с производства не снят.
       И художество последнего футуриста остается актуальным.
       


Друзья!

Если вы тоже считаете, что журналистика должна быть независимой, честной и смелой, станьте соучастником «Новой газеты».

«Новая газета» — одно из немногих СМИ России, которое не боится публиковать расследования о коррупции чиновников и силовиков, репортажи из горячих точек и другие важные и, порой, опасные тексты. Четыре журналиста «Новой газеты» были убиты за свою профессиональную деятельность.

Мы хотим, чтобы нашу судьбу решали только вы, читатели «Новой газеты». Мы хотим работать только на вас и зависеть только от вас.
Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
Стать соучастником
Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera