Сюжеты

ЭФИР НА ДВОИХ

Этот материал вышел в № 32 от 08 Мая 2003 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

 

Игорь Леонидович КИРИЛЛОВ — о возрождении на нашем ТВ парного ведения информационных программ Этот человек знает про телеэфир все. Он проработал телеведущим сорок с лишним лет. Не расстается с эфиром и сейчас — ведет программу «Первый...


Игорь Леонидович КИРИЛЛОВ — о возрождении на нашем ТВ парного ведения информационных программ
       

  
       Этот человек знает про телеэфир все. Он проработал телеведущим сорок с лишним лет. Не расстается с эфиром и сейчас — ведет программу «Первый канал. Всемирная международная сеть». Авторитет его на телевидении не просто высок — он непререкаем.
       
       …В какой-то момент я поняла, что мы — враги, а прямой эфир, в котором мы находимся, — место сражения. Нет, мы не поругались перед передачей. С Евгением Киселевым, моим корректным и интеллектуальным напарником по утреннему эфиру, вообще трудно было испортить отношения. Тем более что я испытывала к нему искреннюю симпатию и уважение. Но то было в жизни. Эфир всякий раз почему-то превращался для нас в поле брани. Я не понимала, почему он перебивает меня, да что там — вообще не замечает, и начинала отвечать ему тем же… Только после того, как мы «разошлись» в эфире, все пришло в норму. Причем у каждого из нас.
       — Вообще это очень сложно — работать вдвоем в кадре. Намного сложнее, чем одному. Тут нужны артистизм, психологическая совместимость, совпадение темпераментов и даже темпов речи, — считает Игорь Леонидович Кириллов.
       — На мой взгляд, стиль парного ведения передач имел у нас в стране глубокие, но причудливые традиции. По сути, понят и по-настоящему «раскручен» он никем не был. Нет, была, конечно, программа «Время», где в кадре попеременно появлялись то мужчина, то женщина, которые почему-то не удостаивали друг друга вниманием. Дикторы были индифферентны друг к другу. Их объединял только поделенный редактором на двоих текст.
       — Вот тут я с вами категорически не согласен. На мой взгляд, парное ведение в программе «Время» было настоящей захватывающей игрой, сравнимой с театральной. В программе — два человека, дуэт. Попеременно появляясь в кадре, мужчина и женщина «подхватывают» друг друга. И тут начинают «играть» интонация, акценты, паузы, как у актеров в театре, понимаете?
       Вот вы взяли в качестве примера программу «Время». Но ведь были и «Голубые огоньки», и КВН. Его ведущие Юрий Масляков и Светлана Жильцова — пара на редкость — настолько органично вели передачу, что зрители вообще считали их мужем и женой. Вот до какой степени естественны они были в прямом эфире! А ведь прямой эфир, насколько вы знаете, не допускает фальши. Кстати, нас с Анной Шиловой — неизменной моей напарницей по «Голубым огонькам» и «Песне года» — зрители тоже считали супружеской парой.
       А сейчас посмотрите: «Овацию», «Нику», ТЭФИ, все торжественные акции награждения, концерты тоже ведут два человека — мужчина и женщина. И в этом ведении — своя драматургия.
       — Вы не заметили, как на фоне всего этого вдруг померкло и сделалось ординарным новостийное моноведение (это когда один человек ведет «Новости»)? Не удается быть разнообразным. И торопливость какая-то неоправданная или монотонность, не всегда логичное чтение телесуфлера…
       — Беда в том, что невысок исполнительский уровень,— считает телевизионный мэтр, — и как следствие меньше точности, меньше логики в подаче информации и, соответственно, в воздействии на зрителя. А ведь каких-то лет 10 назад, вспомните, все это считалось эталоном…
       Действительно, август 91-го стал точкой тотального разрушения всего, что было на телевидении раньше. Программу «Время» закрыли, потом переименовали… В моду было введено моноведение с бешеным темпоритмом, напором и энергией. Поначалу зрители забрасывали нас, ведущих, телеграммами вроде: «Чего тараторишь как пулемет ничего не понял тчк Иван».
       Тем не менее стиль парного ведения не мог умереть по воле начальства. Он постепенно начал возрождаться по воле здравого смысла. В программе «Времена», например, В. Познер появился в студии не один. Он пригласил в напарницы по эфиру молодую артистичную ведущую «Новостей» Жанну Агалакову, которая задачу свою поняла сразу, не обиделась и тем самым показала, что готова достойно сыграть любую телевизионную роль.
       — Но в последнее время в парном ведении появились еше более парадоксальные формы. Например, программу ТВС «Без протокола» ведут двое мужчин — Б. Берман и И. Жандарев. А «Принцип домино» на НТВ — две женщины.
       — В любом дуэте есть ведущий, а есть «ведомый». Бесспорно, Борис Берман и Ильдар Жандарев — прекрасные кинокритики и журналисты. Но основная тяжесть программы ложится на плечи Бориса Бермана, и ему приходится играть роль «первой скрипки», то есть вести очень сложный разговор с очень разными и очень известными людьми. Что, впрочем, нисколько не умаляет достоинств Ильдара Жандарева, вносящего в программу естественность и шарм.
       — Но вернемся, Игорь Леонидович, к главной теме нашего разговора. Два месяца, согласитесь, срок вполне достаточный, чтобы выносить приговор передаче: состоялась она или нет? Я имею в виду программу НТВ «Страна и мир», возродившую у нас после 12-летнего перерыва стиль парного ведения вечерних информационных передач.
       — Если честно, сначала я воспринял это даже с каким-то удивлением. Потом начал внимательно смотреть эфир за эфиром, не пропуская ни одного дня, и сейчас могу сказать точно: эксперимент, судя по всему, удался. Руководитель программы, талантливый журналист и блестящий ведущий Леонид Парфенов внес в свой проект присущие ему самому качества: острый ум в соединении с отточенной интуицией. Дух времени был пойман очень верно. Есть, конечно, в программе шероховатости. Всего один пример. Если один ведущий говорит, то другой обязан его слушать, а не смотреть на меня, то есть в камеру. Он может повернуться вполоборота, посмотреть в текст, снова поднять глаза: ведь таким образом он направляет и внимание зрителя в сторону своего говорящего напарника... Очень сложно работать в эфире вдвоем.
       — Очевидно, все это придет со временем. А пока одно можно сказать уверенно: молодые, без следов пластических операций и тяжкого жизненного опыта лица больше притягивают зрителя.
       — …И речь должна быть плавная, понятная каждому. Надо, чтобы телезритель не просто «глотал» услышанное, но думал над ним, — продолжает Кириллов. — Ведь вечерний зритель совершенно особый. Напор и натиск для него неприемлемы: он просто переключится на другой телеканал. А в целом, говоря о программе, хочу отметить и информацию интересную, и верстку необычную, и студию — «живую». Одного хотелось бы пожелать: чтобы наши уважаемые ведущие больше внимания уделяли исполнительскому мастерству. Чтобы лучше готовились к эфиру с точки зрения осмысления и внутренней оценки вещей, о которых они говорят.
       — Не могу удержаться от одного вопроса. В свое время очаровательную ведущую Татьяну Веденееву не допустили до программы «Время», потому что вела «Спокойной ночи, малыши!»: с Хрюшей и Степашкой общалась. Имидж, сказали, не тот сложился. Одна из ведущих программы «Страна и мир», Юлия Бордовских, сфотографировалась на обложке эротического журнала «Плэйбой» и нередко рекламировала пепси-колу, купальники. Вас это не отвлекает от информации, которую она несет?
       — Во-первых, по поводу Татьяны Веденеевой. Эта женщина удивительного таланта. Однажды предложил ей во время «тракта», то есть репетиции программы «Время», прочитать несколько политических новостей. И она блистательно справилась с этой задачей! Но в то время бурно развивались утренние информационно-развлекательные программы — и Татьяна «нашла себя» именно там. Что касается Юлии Бордовских, то о фото в «Плэйбое» не слышал, а остальное — нет, не отвлекает.
       — Игорь Леонидович, вы не один десяток лет проработали в прямом эфире. Ведь наверняка бывали у вас смешные истории, связанные с парным ведением?
       — Не могу не вспомнить один анекдотический случай. 8 Марта мы всегда старались освобождать женщин от работы, даже в эфире. И вот однажды решили мы в Международный женский день посадить вести программу «Время» двух мужчин. И они-таки ее провели! Я предоставляю свободу вашей фантазии, но лично мне сложно припомнить что-то более смешное и нелепое!
       


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera