Сюжеты

ЭФИР НА ДВОИХ

Этот материал вышел в № 32 от 08 Мая 2003 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

 

Игорь Леонидович КИРИЛЛОВ — о возрождении на нашем ТВ парного ведения информационных программ Этот человек знает про телеэфир все. Он проработал телеведущим сорок с лишним лет. Не расстается с эфиром и сейчас — ведет программу «Первый...


Игорь Леонидович КИРИЛЛОВ — о возрождении на нашем ТВ парного ведения информационных программ
       

  
       Этот человек знает про телеэфир все. Он проработал телеведущим сорок с лишним лет. Не расстается с эфиром и сейчас — ведет программу «Первый канал. Всемирная международная сеть». Авторитет его на телевидении не просто высок — он непререкаем.
       
       …В какой-то момент я поняла, что мы — враги, а прямой эфир, в котором мы находимся, — место сражения. Нет, мы не поругались перед передачей. С Евгением Киселевым, моим корректным и интеллектуальным напарником по утреннему эфиру, вообще трудно было испортить отношения. Тем более что я испытывала к нему искреннюю симпатию и уважение. Но то было в жизни. Эфир всякий раз почему-то превращался для нас в поле брани. Я не понимала, почему он перебивает меня, да что там — вообще не замечает, и начинала отвечать ему тем же… Только после того, как мы «разошлись» в эфире, все пришло в норму. Причем у каждого из нас.
       — Вообще это очень сложно — работать вдвоем в кадре. Намного сложнее, чем одному. Тут нужны артистизм, психологическая совместимость, совпадение темпераментов и даже темпов речи, — считает Игорь Леонидович Кириллов.
       — На мой взгляд, стиль парного ведения передач имел у нас в стране глубокие, но причудливые традиции. По сути, понят и по-настоящему «раскручен» он никем не был. Нет, была, конечно, программа «Время», где в кадре попеременно появлялись то мужчина, то женщина, которые почему-то не удостаивали друг друга вниманием. Дикторы были индифферентны друг к другу. Их объединял только поделенный редактором на двоих текст.
       — Вот тут я с вами категорически не согласен. На мой взгляд, парное ведение в программе «Время» было настоящей захватывающей игрой, сравнимой с театральной. В программе — два человека, дуэт. Попеременно появляясь в кадре, мужчина и женщина «подхватывают» друг друга. И тут начинают «играть» интонация, акценты, паузы, как у актеров в театре, понимаете?
       Вот вы взяли в качестве примера программу «Время». Но ведь были и «Голубые огоньки», и КВН. Его ведущие Юрий Масляков и Светлана Жильцова — пара на редкость — настолько органично вели передачу, что зрители вообще считали их мужем и женой. Вот до какой степени естественны они были в прямом эфире! А ведь прямой эфир, насколько вы знаете, не допускает фальши. Кстати, нас с Анной Шиловой — неизменной моей напарницей по «Голубым огонькам» и «Песне года» — зрители тоже считали супружеской парой.
       А сейчас посмотрите: «Овацию», «Нику», ТЭФИ, все торжественные акции награждения, концерты тоже ведут два человека — мужчина и женщина. И в этом ведении — своя драматургия.
       — Вы не заметили, как на фоне всего этого вдруг померкло и сделалось ординарным новостийное моноведение (это когда один человек ведет «Новости»)? Не удается быть разнообразным. И торопливость какая-то неоправданная или монотонность, не всегда логичное чтение телесуфлера…
       — Беда в том, что невысок исполнительский уровень,— считает телевизионный мэтр, — и как следствие меньше точности, меньше логики в подаче информации и, соответственно, в воздействии на зрителя. А ведь каких-то лет 10 назад, вспомните, все это считалось эталоном…
       Действительно, август 91-го стал точкой тотального разрушения всего, что было на телевидении раньше. Программу «Время» закрыли, потом переименовали… В моду было введено моноведение с бешеным темпоритмом, напором и энергией. Поначалу зрители забрасывали нас, ведущих, телеграммами вроде: «Чего тараторишь как пулемет ничего не понял тчк Иван».
       Тем не менее стиль парного ведения не мог умереть по воле начальства. Он постепенно начал возрождаться по воле здравого смысла. В программе «Времена», например, В. Познер появился в студии не один. Он пригласил в напарницы по эфиру молодую артистичную ведущую «Новостей» Жанну Агалакову, которая задачу свою поняла сразу, не обиделась и тем самым показала, что готова достойно сыграть любую телевизионную роль.
       — Но в последнее время в парном ведении появились еше более парадоксальные формы. Например, программу ТВС «Без протокола» ведут двое мужчин — Б. Берман и И. Жандарев. А «Принцип домино» на НТВ — две женщины.
       — В любом дуэте есть ведущий, а есть «ведомый». Бесспорно, Борис Берман и Ильдар Жандарев — прекрасные кинокритики и журналисты. Но основная тяжесть программы ложится на плечи Бориса Бермана, и ему приходится играть роль «первой скрипки», то есть вести очень сложный разговор с очень разными и очень известными людьми. Что, впрочем, нисколько не умаляет достоинств Ильдара Жандарева, вносящего в программу естественность и шарм.
       — Но вернемся, Игорь Леонидович, к главной теме нашего разговора. Два месяца, согласитесь, срок вполне достаточный, чтобы выносить приговор передаче: состоялась она или нет? Я имею в виду программу НТВ «Страна и мир», возродившую у нас после 12-летнего перерыва стиль парного ведения вечерних информационных передач.
       — Если честно, сначала я воспринял это даже с каким-то удивлением. Потом начал внимательно смотреть эфир за эфиром, не пропуская ни одного дня, и сейчас могу сказать точно: эксперимент, судя по всему, удался. Руководитель программы, талантливый журналист и блестящий ведущий Леонид Парфенов внес в свой проект присущие ему самому качества: острый ум в соединении с отточенной интуицией. Дух времени был пойман очень верно. Есть, конечно, в программе шероховатости. Всего один пример. Если один ведущий говорит, то другой обязан его слушать, а не смотреть на меня, то есть в камеру. Он может повернуться вполоборота, посмотреть в текст, снова поднять глаза: ведь таким образом он направляет и внимание зрителя в сторону своего говорящего напарника... Очень сложно работать в эфире вдвоем.
       — Очевидно, все это придет со временем. А пока одно можно сказать уверенно: молодые, без следов пластических операций и тяжкого жизненного опыта лица больше притягивают зрителя.
       — …И речь должна быть плавная, понятная каждому. Надо, чтобы телезритель не просто «глотал» услышанное, но думал над ним, — продолжает Кириллов. — Ведь вечерний зритель совершенно особый. Напор и натиск для него неприемлемы: он просто переключится на другой телеканал. А в целом, говоря о программе, хочу отметить и информацию интересную, и верстку необычную, и студию — «живую». Одного хотелось бы пожелать: чтобы наши уважаемые ведущие больше внимания уделяли исполнительскому мастерству. Чтобы лучше готовились к эфиру с точки зрения осмысления и внутренней оценки вещей, о которых они говорят.
       — Не могу удержаться от одного вопроса. В свое время очаровательную ведущую Татьяну Веденееву не допустили до программы «Время», потому что вела «Спокойной ночи, малыши!»: с Хрюшей и Степашкой общалась. Имидж, сказали, не тот сложился. Одна из ведущих программы «Страна и мир», Юлия Бордовских, сфотографировалась на обложке эротического журнала «Плэйбой» и нередко рекламировала пепси-колу, купальники. Вас это не отвлекает от информации, которую она несет?
       — Во-первых, по поводу Татьяны Веденеевой. Эта женщина удивительного таланта. Однажды предложил ей во время «тракта», то есть репетиции программы «Время», прочитать несколько политических новостей. И она блистательно справилась с этой задачей! Но в то время бурно развивались утренние информационно-развлекательные программы — и Татьяна «нашла себя» именно там. Что касается Юлии Бордовских, то о фото в «Плэйбое» не слышал, а остальное — нет, не отвлекает.
       — Игорь Леонидович, вы не один десяток лет проработали в прямом эфире. Ведь наверняка бывали у вас смешные истории, связанные с парным ведением?
       — Не могу не вспомнить один анекдотический случай. 8 Марта мы всегда старались освобождать женщин от работы, даже в эфире. И вот однажды решили мы в Международный женский день посадить вести программу «Время» двух мужчин. И они-таки ее провели! Я предоставляю свободу вашей фантазии, но лично мне сложно припомнить что-то более смешное и нелепое!
       


Друзья!

Если вы тоже считаете, что журналистика должна быть независимой, честной и смелой, станьте соучастником «Новой газеты».

«Новая газета» — одно из немногих СМИ России, которое не боится публиковать расследования о коррупции чиновников и силовиков, репортажи из горячих точек и другие важные и, порой, опасные тексты. Четыре журналиста «Новой газеты» были убиты за свою профессиональную деятельность.

Мы хотим, чтобы нашу судьбу решали только вы, читатели «Новой газеты». Мы хотим работать только на вас и зависеть только от вас.
Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
Стать соучастником
Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera