Сюжеты

НЕНАГЛЯДНЫЙ КАНДИДАТ. АФЕРА № 4

Этот материал вышел в № 33 от 12 Мая 2003 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

 

Выборы — время веселое: концентрация манипуляций на душу «человекоживущей единицы», достигшей 18 лет, зашкаливает критически, сбивает с толку. Только понимая, как нами манипулируют, мы можем избавиться от термина «одноразовый народ». То...


       

    
       Выборы — время веселое: концентрация манипуляций на душу «человекоживущей единицы», достигшей 18 лет, зашкаливает критически, сбивает с толку. Только понимая, как нами манипулируют, мы можем избавиться от термина «одноразовый народ». То есть стать свободными. Продолжаем знакомить читателей с «грязными» технологическими приемами избирательной борьбы (начало — в № 20, 25, 29)
       
       Депутаты на столбах
       Скоро выборы проявят себя на фасадах наших домов, заборах и столбах, дверях квартир и лобовых стеклах любимых авто. То, что мы увидим, будет называться наглядной агитацией.
       Эта ненаглядная «наглядка» будет пытаться склонить нас к… голосованию за тех, кому мы не очень-то и верим. Когда палец нацелен на тебя лично: «Голосуй или проиграешь!» — трудно противостоять указующему персту.
       И хотя опытные политтехнологи утверждают, что сегодня роль наружной «агитки» в избирательных кампаниях переоценена и совсем уж «сакральный» смысл она имеет только для самих кандидатов (появление собственного лица на уличном щите, по совковой традиции, позволяет претенденту чувствовать себя приближенным к власти), мы все равно на нее клюем, как щука на червяка.
       И чем больше денег у кандидата, тем раньше в предвыборной гонке появится его «светлый» образ в «наглядке».
       С этой «наглядкой» что только не придумывают!
       Понятно, что главная ее задача – привлечь к нужным кандидатам внимание колеблющихся — так называемое болото. Практически все нынешние кампании строятся на постулате политтехнологов: «Узнаваемость равна избираемости». Социсследования подтверждают: люди чаще голосуют не за тех, чьи взгляды разделяют, а за тех, чьи лица и фамилии знакомы.
       Внимательные люди помнят плакаты с «медвежьей» троицей в лице Примакова, Лужкова и Яковлева. И то, как они расплодились в другом составе: как правило, голову «отрезали» Яковлеву, а на его место «приклеивали» физиономию местного кандидата от «Медведя». Статус кандидата сильно поднимался в глазах рядового, необученного избирателя. И то правда: кандидатов – пруд пруди, а Лужков с Примаковым – занятые люди: со всеми не перефотографируешься.
       Мы «выбираем сердцем» — и президентов, и жевательную резинку, и государственный строй, и гигиенические прокладки.
       Наше сердце трогают также патриотизмом. Любимый фон патриотов — купола церквей и березки — абсолютно не говорит ни о патриотизме, ни о религиозности кандидата. Но именно эти березки и куполки на уличном щите за три месяца превращают фамилию никому не известного кандидата в узнаваемую, а лицо – в привычное.
       Готовьтесь: вовсю будут манипулировать листовками. В последнее время стало модным делать «агитацию наоборот»: изготавливать «наглядку» на бумаге типа «туалетная» с печатью в двух тусклых цветах. А потом обвинять соперника, вывесившего шикарные плакаты на глянцевой бумаге, в том, что он «тратит народные деньги на эту ерунду, а мы бедные, но честные!»
       Будут печатать листовки и выдавать их за агитационный материал конкурента. В Москве зачастили было наклеивать хорошим клеем «Момент» подлинные листовки конкурента на ветровые стекла машин, двери квартир (такая «наглядка» особенно «удачно» действует там, где недавно был ремонт).
       Еще более изощренный прием: закидывать грязью собственные плакаты, а потом в газетах обвинять в этом соперников, помещая фотоснимки.
       Насторожитесь, если во время крупной избирательной кампании выйдет листовка очень малым тиражом – скажем, в одну тысячу экземпляров. Это значит лишь то, что в данного кандидата вкладываются немереные деньги. А чтобы его не обвинили в превышении установленного законом денежного избирательного фонда, размер тиража указывается липовый.
       Еще на заметку: на листовках обязательно должно быть указано, кем и когда они выпущены. Если анонимные, значит, изготовлены с подложной целью.
       Ударная сила «наглядки» – речовки а-ля частушка, или, как называют их циничные технологи, «мантры». На «мантрах» реально можно выиграть выборы. Они должны не столько являть талант Крылова или Пушкина, сколько быть простыми, емкими и понятными даже избирателю с ослабленным интеллектом. Главное – энергия, напор и задор. Особенно ударно получается, когда рифма падает на фамилию. Пример почти из жизни:
       «Помогут и самым стареньким,
       и даже юнцам безусым:
       Алышев, Оленев, Анненков
       и классный мужик Белоусов!»
       Еще на что клюет человек в смысле наглядной агитации – так это на цвет. «Мастера» «наглядки» хорошо помнят заветы психиатра Люшера и не жалеют в предвыборных типографиях жизнеутверждающую краску — красную, желтую, синюю, зеленую. Стараются не использовать негативную — черную, серую, коричневую.
       
       ЧТО ДЕЛАТЬ
       Не давать очаровывать себя призывами, картинками и «мантрами». Принцип простой: не верь, не бойся, не проси! Не будьте эмоционально ведомыми. «Голосование сердцем» приводит к так называемому парадоксу демократии: когда побеждают не профессиональные, а ловко играющие на наших эмоциях шулеры от политики.
       
       Реклама на урне
       Наряду с кричащими слоганами, щитами и постерами существует один из самых внешне абсолютно безобидных способов наглядной манипуляции. Применяется он на избирательных участках в день голосования.
       Согласно федеральному закону «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» каждый избирательный участок должен быть оборудован стендом, на котором размещается информация обо всех кандидатах, внесенных в бюллетень. Причем закон определяет, что на стенде должны быть представлены «биографические данные кандидатов в объеме, установленном комиссией, организующей выборы, но не меньшем, чем объем биографических данных, внесенных в бюллетень».
       Однако точные стандарты таких информационных материалов не установлены. Этим и пользуются председатели избиркомов, пытаясь проталкивать своих фаворитов, так сказать, «наглядно».
       Способ первый. Главное в нем – бить на внешний эффект. То есть на качественные различия в «наглядке». Например, если баллотируются несколько кандидатов, манипуляторы обязательно постараются оформить своего кандидата в лучшем формате и качестве. Информацию о «ненужных» кандидатах вывесят в виде ксерокопий — на стандартных листах бумаги низкого качества, где «слепой» текст и едва различимы лица потенциальных «аутсайдеров». Биографии же «фаворитов» — на хорошей мелованной бумаге, с типографским текстом и цветной фотографией.
       Мы так устроены: нас привлекает яркое и красивое. Простейшая психологическая реакция избирателя, «зацепившегося» у стенда и, как правило, не читавшего кандидатских программ: «Если этот кандидат не может прилично оформить информацию о себе и довольствуется неряшливыми листками — значит, не уважает меня, избирателя. А этот — аккуратный и внимательный к людям. За него и проголосую».
       Способ второй. На информационный стенд комиссией помещаются материалы, в которых, помимо предусмотренных законом данных о кандидате, проскальзывает и агитация за него. К примеру, о том, что «благодаря усилиям кандидата все работники бюджетной сферы своевременно получают заработную плату» или что «на его средства построены православный храм и мечеть». (Иногда случается наоборот: председатель комиссии «забывает» указать в сведениях о кандидате наличие судимости, гражданства другого государства или каких-либо других «неприятных» фактов биографии.) Но в данном случае это не просто манипуляция, а прямое нарушение закона, запрещающего размещать на информационных стендах материалы, содержащие признаки предвыборной агитации (ст. 61).
       Способ третий. Иногда территориальная и участковая избирательные комиссии попросту не удосуживаются ко дню выборов получить от кандидатов полноценные биографические материалы и довольствуются данными, полученными раньше. А чтобы не быть обвиненными в размещении материалов с признаками предвыборной агитации, работники комиссий вооружаются ножницами и отрезают или просто отрывают ту часть листа с данными о кандидате, которая содержит сведения о его программе и прочую «агитку». Вывешенные неряшливые обрывки листков разного формата, разумеется, тоже проигрывают перед яркими и эффектными материалами «нужных» людей.
       Справедливости ради стоит заметить, что не всегда подобные манипуляции являются исключительно плодом коварных замыслов искусных политтехнологов или членов и председателей избиркомов. Нередко это бывает результатом простого головотяпства или недооценки командой какого-либо кандидата важности «наглядки» в день выборов, или же невнимательного, и даже пренебрежительного, отношения избиркомов к соблюдению принципа равных условий для каждого кандидата.
       
       ЧТО ДЕЛАТЬ
       Наблюдатель или любой человек, обнаруживший подобные нарушения и факты манипуляции, может обратиться к председателю комиссии с настоятельным требованием соблюдения принципа равенства при размещении сведений о кандидатах, сославшись на п.1 ст.39 федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Если материальные возможности избиркомов не позволяют обеспечить подготовку качественных материалов в отношении всех кандидатов, то следует добиваться, по крайней мере, полной их идентичности в плане формата, объемов текста и качества исполнения.
       
       
       ЧИСТКА ПЕРЫШЕК
       Обсуждением новых планов борьбы с «грязными» технологиями отметили день рождения В.И. Ленина на своем закрытом заседании ведущие пиарщики России, именующие свою общественную структуру Вольным обществом социальных технологов.
       В результате профессионального разговора независимое сообщество пришло к выводу, что государство в лице ЦИКа пока мало готово к выполнению положенных ему функций в организации легитимных и честных выборов. Все благие намерения тонут в бюрократизме и волоките аппаратов. Политтехнологи «порадовались» за «черных» пиарщиков, которым ЦИК своими проектами законов фактически утвердил целый ряд возможностей для новых «подвигов» в обманывании и манипулировании избирателями. Самыми яркими примерами, по мнению участников совещания, являются новые инициативы ЦИКа по проектам поправок в законы о СМИ, Уголовный и Административный кодексы, которые он рьяно проталкивает через второе чтение в Госдуме.
       Вольные технологи сошлись в том, что государственные институты являются чуть ли не самыми активными пользователями «грязных» технологических приемов. Некоторая интрига состоит в том, что Вольное общество социальных технологов решило пока не рассекречивать всех своих планов, но приняло ряд решений по борьбе за цивилизованный избирательный процесс, которые предполагают жесткие меры по отношению к государственным институтам и отдельным чиновникам, которые будут «играть» не по правилам чести и демократии. Тем не менее переговоры с институтами государства пиарщики решили пока продолжить.
       Кроме того, независимые технологи намерены издать так называемую энциклопедию «белых» технологий в помощь своим менее опытным коллегам и другим участникам избирательных кампаний, готовым на предстоящих выборах внести свой вклад в дело превращения их в честные и свободные.
       
       Людмила СТОЛЯРЕНКО
      

       

Друзья!

Если вы тоже считаете, что журналистика должна быть независимой, честной и смелой, станьте соучастником «Новой газеты».

«Новая газета» — одно из немногих СМИ России, которое не боится публиковать расследования о коррупции чиновников и силовиков, репортажи из горячих точек и другие важные и, порой, опасные тексты. Четыре журналиста «Новой газеты» были убиты за свою профессиональную деятельность.

Мы хотим, чтобы нашу судьбу решали только вы, читатели «Новой газеты». Мы хотим работать только на вас и зависеть только от вас.
Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
Стать соучастником
Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera