Сюжеты

НЕНАГЛЯДНЫЙ КАНДИДАТ. АФЕРА № 4

Этот материал вышел в № 33 от 12 Мая 2003 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

Выборы — время веселое: концентрация манипуляций на душу «человекоживущей единицы», достигшей 18 лет, зашкаливает критически, сбивает с толку. Только понимая, как нами манипулируют, мы можем избавиться от термина «одноразовый народ». То...


       

    
       Выборы — время веселое: концентрация манипуляций на душу «человекоживущей единицы», достигшей 18 лет, зашкаливает критически, сбивает с толку. Только понимая, как нами манипулируют, мы можем избавиться от термина «одноразовый народ». То есть стать свободными. Продолжаем знакомить читателей с «грязными» технологическими приемами избирательной борьбы (начало — в № 20, 25, 29)
       
       Депутаты на столбах
       Скоро выборы проявят себя на фасадах наших домов, заборах и столбах, дверях квартир и лобовых стеклах любимых авто. То, что мы увидим, будет называться наглядной агитацией.
       Эта ненаглядная «наглядка» будет пытаться склонить нас к… голосованию за тех, кому мы не очень-то и верим. Когда палец нацелен на тебя лично: «Голосуй или проиграешь!» — трудно противостоять указующему персту.
       И хотя опытные политтехнологи утверждают, что сегодня роль наружной «агитки» в избирательных кампаниях переоценена и совсем уж «сакральный» смысл она имеет только для самих кандидатов (появление собственного лица на уличном щите, по совковой традиции, позволяет претенденту чувствовать себя приближенным к власти), мы все равно на нее клюем, как щука на червяка.
       И чем больше денег у кандидата, тем раньше в предвыборной гонке появится его «светлый» образ в «наглядке».
       С этой «наглядкой» что только не придумывают!
       Понятно, что главная ее задача – привлечь к нужным кандидатам внимание колеблющихся — так называемое болото. Практически все нынешние кампании строятся на постулате политтехнологов: «Узнаваемость равна избираемости». Социсследования подтверждают: люди чаще голосуют не за тех, чьи взгляды разделяют, а за тех, чьи лица и фамилии знакомы.
       Внимательные люди помнят плакаты с «медвежьей» троицей в лице Примакова, Лужкова и Яковлева. И то, как они расплодились в другом составе: как правило, голову «отрезали» Яковлеву, а на его место «приклеивали» физиономию местного кандидата от «Медведя». Статус кандидата сильно поднимался в глазах рядового, необученного избирателя. И то правда: кандидатов – пруд пруди, а Лужков с Примаковым – занятые люди: со всеми не перефотографируешься.
       Мы «выбираем сердцем» — и президентов, и жевательную резинку, и государственный строй, и гигиенические прокладки.
       Наше сердце трогают также патриотизмом. Любимый фон патриотов — купола церквей и березки — абсолютно не говорит ни о патриотизме, ни о религиозности кандидата. Но именно эти березки и куполки на уличном щите за три месяца превращают фамилию никому не известного кандидата в узнаваемую, а лицо – в привычное.
       Готовьтесь: вовсю будут манипулировать листовками. В последнее время стало модным делать «агитацию наоборот»: изготавливать «наглядку» на бумаге типа «туалетная» с печатью в двух тусклых цветах. А потом обвинять соперника, вывесившего шикарные плакаты на глянцевой бумаге, в том, что он «тратит народные деньги на эту ерунду, а мы бедные, но честные!»
       Будут печатать листовки и выдавать их за агитационный материал конкурента. В Москве зачастили было наклеивать хорошим клеем «Момент» подлинные листовки конкурента на ветровые стекла машин, двери квартир (такая «наглядка» особенно «удачно» действует там, где недавно был ремонт).
       Еще более изощренный прием: закидывать грязью собственные плакаты, а потом в газетах обвинять в этом соперников, помещая фотоснимки.
       Насторожитесь, если во время крупной избирательной кампании выйдет листовка очень малым тиражом – скажем, в одну тысячу экземпляров. Это значит лишь то, что в данного кандидата вкладываются немереные деньги. А чтобы его не обвинили в превышении установленного законом денежного избирательного фонда, размер тиража указывается липовый.
       Еще на заметку: на листовках обязательно должно быть указано, кем и когда они выпущены. Если анонимные, значит, изготовлены с подложной целью.
       Ударная сила «наглядки» – речовки а-ля частушка, или, как называют их циничные технологи, «мантры». На «мантрах» реально можно выиграть выборы. Они должны не столько являть талант Крылова или Пушкина, сколько быть простыми, емкими и понятными даже избирателю с ослабленным интеллектом. Главное – энергия, напор и задор. Особенно ударно получается, когда рифма падает на фамилию. Пример почти из жизни:
       «Помогут и самым стареньким,
       и даже юнцам безусым:
       Алышев, Оленев, Анненков
       и классный мужик Белоусов!»
       Еще на что клюет человек в смысле наглядной агитации – так это на цвет. «Мастера» «наглядки» хорошо помнят заветы психиатра Люшера и не жалеют в предвыборных типографиях жизнеутверждающую краску — красную, желтую, синюю, зеленую. Стараются не использовать негативную — черную, серую, коричневую.
       
       ЧТО ДЕЛАТЬ
       Не давать очаровывать себя призывами, картинками и «мантрами». Принцип простой: не верь, не бойся, не проси! Не будьте эмоционально ведомыми. «Голосование сердцем» приводит к так называемому парадоксу демократии: когда побеждают не профессиональные, а ловко играющие на наших эмоциях шулеры от политики.
       
       Реклама на урне
       Наряду с кричащими слоганами, щитами и постерами существует один из самых внешне абсолютно безобидных способов наглядной манипуляции. Применяется он на избирательных участках в день голосования.
       Согласно федеральному закону «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» каждый избирательный участок должен быть оборудован стендом, на котором размещается информация обо всех кандидатах, внесенных в бюллетень. Причем закон определяет, что на стенде должны быть представлены «биографические данные кандидатов в объеме, установленном комиссией, организующей выборы, но не меньшем, чем объем биографических данных, внесенных в бюллетень».
       Однако точные стандарты таких информационных материалов не установлены. Этим и пользуются председатели избиркомов, пытаясь проталкивать своих фаворитов, так сказать, «наглядно».
       Способ первый. Главное в нем – бить на внешний эффект. То есть на качественные различия в «наглядке». Например, если баллотируются несколько кандидатов, манипуляторы обязательно постараются оформить своего кандидата в лучшем формате и качестве. Информацию о «ненужных» кандидатах вывесят в виде ксерокопий — на стандартных листах бумаги низкого качества, где «слепой» текст и едва различимы лица потенциальных «аутсайдеров». Биографии же «фаворитов» — на хорошей мелованной бумаге, с типографским текстом и цветной фотографией.
       Мы так устроены: нас привлекает яркое и красивое. Простейшая психологическая реакция избирателя, «зацепившегося» у стенда и, как правило, не читавшего кандидатских программ: «Если этот кандидат не может прилично оформить информацию о себе и довольствуется неряшливыми листками — значит, не уважает меня, избирателя. А этот — аккуратный и внимательный к людям. За него и проголосую».
       Способ второй. На информационный стенд комиссией помещаются материалы, в которых, помимо предусмотренных законом данных о кандидате, проскальзывает и агитация за него. К примеру, о том, что «благодаря усилиям кандидата все работники бюджетной сферы своевременно получают заработную плату» или что «на его средства построены православный храм и мечеть». (Иногда случается наоборот: председатель комиссии «забывает» указать в сведениях о кандидате наличие судимости, гражданства другого государства или каких-либо других «неприятных» фактов биографии.) Но в данном случае это не просто манипуляция, а прямое нарушение закона, запрещающего размещать на информационных стендах материалы, содержащие признаки предвыборной агитации (ст. 61).
       Способ третий. Иногда территориальная и участковая избирательные комиссии попросту не удосуживаются ко дню выборов получить от кандидатов полноценные биографические материалы и довольствуются данными, полученными раньше. А чтобы не быть обвиненными в размещении материалов с признаками предвыборной агитации, работники комиссий вооружаются ножницами и отрезают или просто отрывают ту часть листа с данными о кандидате, которая содержит сведения о его программе и прочую «агитку». Вывешенные неряшливые обрывки листков разного формата, разумеется, тоже проигрывают перед яркими и эффектными материалами «нужных» людей.
       Справедливости ради стоит заметить, что не всегда подобные манипуляции являются исключительно плодом коварных замыслов искусных политтехнологов или членов и председателей избиркомов. Нередко это бывает результатом простого головотяпства или недооценки командой какого-либо кандидата важности «наглядки» в день выборов, или же невнимательного, и даже пренебрежительного, отношения избиркомов к соблюдению принципа равных условий для каждого кандидата.
       
       ЧТО ДЕЛАТЬ
       Наблюдатель или любой человек, обнаруживший подобные нарушения и факты манипуляции, может обратиться к председателю комиссии с настоятельным требованием соблюдения принципа равенства при размещении сведений о кандидатах, сославшись на п.1 ст.39 федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Если материальные возможности избиркомов не позволяют обеспечить подготовку качественных материалов в отношении всех кандидатов, то следует добиваться, по крайней мере, полной их идентичности в плане формата, объемов текста и качества исполнения.
       
       
       ЧИСТКА ПЕРЫШЕК
       Обсуждением новых планов борьбы с «грязными» технологиями отметили день рождения В.И. Ленина на своем закрытом заседании ведущие пиарщики России, именующие свою общественную структуру Вольным обществом социальных технологов.
       В результате профессионального разговора независимое сообщество пришло к выводу, что государство в лице ЦИКа пока мало готово к выполнению положенных ему функций в организации легитимных и честных выборов. Все благие намерения тонут в бюрократизме и волоките аппаратов. Политтехнологи «порадовались» за «черных» пиарщиков, которым ЦИК своими проектами законов фактически утвердил целый ряд возможностей для новых «подвигов» в обманывании и манипулировании избирателями. Самыми яркими примерами, по мнению участников совещания, являются новые инициативы ЦИКа по проектам поправок в законы о СМИ, Уголовный и Административный кодексы, которые он рьяно проталкивает через второе чтение в Госдуме.
       Вольные технологи сошлись в том, что государственные институты являются чуть ли не самыми активными пользователями «грязных» технологических приемов. Некоторая интрига состоит в том, что Вольное общество социальных технологов решило пока не рассекречивать всех своих планов, но приняло ряд решений по борьбе за цивилизованный избирательный процесс, которые предполагают жесткие меры по отношению к государственным институтам и отдельным чиновникам, которые будут «играть» не по правилам чести и демократии. Тем не менее переговоры с институтами государства пиарщики решили пока продолжить.
       Кроме того, независимые технологи намерены издать так называемую энциклопедию «белых» технологий в помощь своим менее опытным коллегам и другим участникам избирательных кампаний, готовым на предстоящих выборах внести свой вклад в дело превращения их в честные и свободные.
       
       Людмила СТОЛЯРЕНКО
      

       

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera