Сюжеты

ЖИТИЕ СВЯТЫХ В КАРТИНКАХ

Этот материал вышел в № 33 от 12 Мая 2003 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

Седьмая экранизация романа Сенкевича «Камо грядеши» — новый фильм польского режиссера Ежи Кавалеровича «Кво Вадис?» Пылающий Рим, дворцовые оргии, ревущие львы – и зрители… многотысячные трибуны, жадные до крови и зрелищ. Это историческая...


Седьмая экранизация романа Сенкевича «Камо грядеши» — новый фильм польского режиссера Ежи Кавалеровича «Кво Вадис?»
       

   
       Пылающий Рим, дворцовые оргии, ревущие львы – и зрители… многотысячные трибуны, жадные до крови и зрелищ. Это историческая оратория Ежи Кавалеровича «Кво Вадис?». Классик и патриарх польского кино осуществил давнюю мечту: воплотить экранную версию самого любимого в Польше романа Генрика Сенкевича.
       Известный в России старославянским титлом «Камо грядеши», ровесник самого кинематографа, роман экранизировался 7 (!) раз. Собственно, по его экранизациям и историю кино изучать можно начиная с 1899 года, когда Люмьеры сняли «Нерон пробует на рабах действие яда». Фильм длился… минуту. Новое монументальное полотно Кавалеровича продолжительностью 140 минут должно манить публику по многим соображениям.
       У нас романами Сенкевича зачитывались при всех режимах. У нас любят Кавалеровича. Его «Фараона» (по Болеславу Прусу) десятилетиями крутили в кинотеатрах необъятного СССР, особенно любили показывать в летних кинотеатрах приморских городов (загорелый зритель пристрастно сравнивал параметры Камы Барбары Брыльской с непревзойденной Клеопатрой Элизабет Тейлор).
       Львы-римляне и куропатки-христиане... Из бескрайнего исторического полотна Сенкевича режиссер высвечивает главную тему – зарождение христианства в переломный момент истории человечества. Экзистенциальная тема — «быть или не быть?» – обретает вселенский размах. Излюбленный прием Кавалеровича – разместить частную человеческую историю в центре арены огнедышащих исторических событий. В отличие от суперколоссов Кубрика («Спартак»), Уайлера («Бен Гур»), не говоря уж о Ридли Скотте («Гладиатор»), «Кво Вадис» сосредоточен на вопросах веры. «Quo Vadis» – название римской часовни, связанной преданием с судьбой святого Петра. Спасшийся от кровожадной черни, подстрекаемой Нероном, Петр решает возвратиться в погрязший в казнях город, чтобы вслед за Учителем принять мучительную казнь на кресте. И центральная история романа – любовь патриция Виниция к плененной дочери царя Лигии – рассмотрена сквозь призму трагедии первых христиан.
       Кавалерович живописует собственное представление о Великом упадке империи. Для него как для истинного художника (окончившего академию художеств в Кракове) изображение, подробность деталей, точность цветового решения – первостепенны. Однако фильму не хватает внутренней энергии, он вязнет в бесконечных разговорах и проповедях. Мне это кино напомнило яркие «суперкниги», рисующие в красочных картинках «жития святых».
       Впрочем, два героя этой дорогой «суперкниги» выламываются из хрестоматийных клише. Нерон и Петроний. Самый скверный из императоров: скоморох и дьявол, шизофреник и хитроумный злодей, поэт и убийца – бенефисное многоцветное воплощение Михала Байора. Но самое неожиданное и точное решение режиссера – выбор тонкого психолога, сугубо современного актера Богуслава Линды на роль Петрония.
       Автор «Сатирикона» на экране лишен котурнов, пафоса и преувеличения. Эпикуреец и циник, предсказавший крах империи и, дабы его не видеть, возжелавший себе смерти, – фигура, достойная античной трагедии, рифмующаяся с судьбой Сенеки.
       Польское кино сегодня находится в довольно парадоксальном положении. С одной стороны, кинематограф, прокат переживают небывалый кризис. Если в прошлом году было создано 20 фильмов, то в нынешнем – всего семь. Однако Польша удивляет мир выходом крупномасштабных блокбастеров. Один за другим на экранах появляются «Пан Тадеуш» Анджея Вайды, «Огнем и мечом» Ежи Гофмана. Экранизация Кавалеровича, созданная на пике кризиса, обошлась в 18 миллионов долларов (из них всего 3% — государственных средств). Очевидно, мастера делают ставку на дорогие проекты общенационального значения и общенационального интереса. Уже сегодня Польша отличается от всех европейских стран рекордным числом зрителей на польских картинах – более 40%. Но не окажется ли эта «ставка» больше, чем жизнь, покажет время.
       


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera