Сюжеты

ГОЛОС ПЕЛАГЕИ В БОЛЬШОЙ ПОЛИТИКЕ

Этот материал вышел в № 34 от 14 Мая 2003 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

В БОЛЬШОЙ ПОЛИТИКЕ Выдержат ли хрупкие плечи юной певицы из Новосибирска возлагаемые на нее надежды? Часто для того, чтобы решить взрослые проблемы, нужен ребенок. Пусть он мало понимает, но много чувствует. Когда-то завершению холодной...


В БОЛЬШОЙ ПОЛИТИКЕ
Выдержат ли хрупкие плечи юной певицы из Новосибирска возлагаемые на нее надежды?
       
       Часто для того, чтобы решить взрослые проблемы, нужен ребенок. Пусть он мало понимает, но много чувствует.
       Когда-то завершению холодной войны с Америкой помогла американская девочка Саманта Смит. Согласно идеологической легенде, маленькое олицетворение американского народа очень боялось Советского Союза. Из-за медведей. Пугливую девочку пригласил в гости политик Горбачев. Девочка приехала в Москву, осмотрелась и поняла: медведей нет – есть только Михаил Сергеевич и перестройка. Американцы, послушав рассказы Саманты, поняли: бояться нечего и решили, пора налаживать связи с СССР.
       Эту идеологическую притчу я прочитала в середине восьмидесятых в журнале “Пионер”.
       Маленькая звезда русской этники Пелагея Ханова тоже претендует на символ. В свои неполные семнадцать девочка-вундеркинд из Новосибирска имеет политически весьма значимую биографию.
       В 9 лет Пелагея победила в престижном конкурсе, получив звание “Лучший исполнитель народной песни в России 1996 года”. Пелагею Ханову сразу заметили “наверху”.
       Девочка из Сибири, поющая не муру про зайчиков, а знакомые русские народные песни и романсы, показалась важной фигурой для поднятия опустившегося национального самосознания. Образ возрожденной России стал востребован на самом высшем уровне — Пелагею пригласили в Кремль. На творчество девочку благословил сам патриарх Алексий II.
       В 1998 году на встрече лидеров трех держав — Франции, Германии и России – Пелагея единственная обеспечивала политикам культурную программу. Жак Ширак назвал девочку “Русской Эдит Пиаф”, а Ельцин, прослезившись, — “символом возрождающейся России”. В своей книге “Президентский марафон” он признался, что певица Пелагея Ханова – важный инструмент политического пиара: “Девочке этой я до сих пор благодарен за участие в “большой политике”. Не каждый дипломат оказывал мне во время крупных международных встреч столь неоценимую помощь”.
       В августе 2001 года 15-летний “инструмент пиара” пригласили выступать на еще одно важное политическое мероприятие — саммит одиннадцати глав государств – бывших республик СССР. Там Пелагея спела дуэтом с примадонной Пугачевой.
       Такое событие – почти как передача эстафетной палочки. В будущем году Алле Борисовне исполнится пятьдесят пять. При всей душевной молодости в этом возрасте пора искать преемников. Натужное творчество дочери Пугачевой, равно как и вокальные эксперименты ее подшефных Максима Галкина и певицы Любаши, никак не могут символизировать возрождение России. А вот вокальный диапазон Хановой в три с половиной октавы – очень даже.
       Надежды Бабкиной и Кадышевой на воплощение русского духа имеют все основания умереть первыми – 16-летняя Пелагея гораздо больше похожа на классическую красавицу из русских сказок, чем эти фолк-дамы. По вечному народному сценарию главная героиня фольклора – девушка добрачного возраста, с непременными косами, в окружении парней с балалайками. Вот она — воплощенная Россия молодая.
       Но талантливая девочка-символ умудрилась выскользнуть из-под шаблона “артистки формата ГЦКЗ “Россия” и заняться привлечением другого сектора аудитории – молодежи.
       Пелагея спела дуэтом с пропагандистом русской альтернативы Александром Ф.Скляром, съездила на фестиваль экстремальной музыки “Учитесь плавать” и, как ни странно, получила от продвинутой молодежи громкое “ура”.
       Модная Москва признала школьницу-певицу своей героиней.
       Еще в 12 лет Ханова участвовала в записи трибьютного альбома Depeche Mode, где сделала на песню Home одну из самых удачных кавер-версий на диске.
       А в позапрошлом году, во время московского визита, пение Хановой случайно услышал Эмир Кустурица и сразу же предложил ей писать саундтрек к своему новому фильму.
       На прошлой неделе Пелагея презентовала свой первый альбом. На сцене одного из московских клубов, украшенной большой нарисованной рыбой – символом Христа, простоволосая девочка из Сибири пела русские народные песни. Зрелые поклонники фольклора вперемежку с подростками, одетыми по моде Децла, подпевали девочке в голос: “Любо, братцы, любо, любо, братцы, жить...”.
       Я тоже подпевала девочке. Подпевала и гордилась – все же в России есть таланты и красивые песни. И если выдержат хрупкие плечи груз символа возрождающейся России, может, и станет певица Ханова тем компромиссом, который примирит поколения и положит начало новой русской музыкальной культуре.
       


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera