Сюжеты

ИГРА В ФУТБОЛ НА ПОНИЖЕНИЕ

Этот материал вышел в № 35 от 19 Мая 2003 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

 

«Спартак» хотят купить и потому сбивают его цену? Отсюда – все скандалы вокруг «народной команды» Просто беда какая-то… Если раньше умы болельщиков потрясали шумные проигрыши наших команд на международной арене и редкие, но эффектные...


«Спартак» хотят купить и потому сбивают его цену? Отсюда – все скандалы вокруг «народной команды»
       
       Просто беда какая-то… Если раньше умы болельщиков потрясали шумные проигрыши наших команд на международной арене и редкие, но эффектные победы, то теперь на трибунах все больше говорят о скандалах. Ощущение, что в российском футболе наступила эпоха дворцовых переворотов. То заговор во главе с РФС, то заговор против Колоскова, то заговор судей, то кампания против них. В промежутках – Албания с Грузией. Тушите свет, одним словом…
       
       Особенно «деловым» стал в последнее время экс-чемпион России — московский «Спартак». Нет, не в плане удачных коммерческих проектов и прочих сделок. В другом отношении — в скандальном.
       «Дело Смирнова» — о том, как скандал разгорелся вокруг игрока, законно расторгнувшего контракт, но не сразу получившего возможность выступать за красно-белых.
       «Дело Ващука» — в этом скандале из-за невесть откуда взявшегося второго контракта украинского футболиста с киевским «Динамо», поставившего под сомнение его переход в Москву, РФС фактически отказался поддержать «Спартак».
       «Дело о заговоре против «Спартака» включало в себя два предыдущих скандала и заявление президента клуба Андрея Червиченко о якобы несправедливом судействе против красно-белых… Комментарий Червиченко на этот счет был беспрецедентным: людям, вкладывающим деньги в футбол, невыгодно постоянное чемпионство «Спартака» – так тогда охарактеризовал сложившуюся ситуацию в интервью «Новой газете» Андрей Владимирович.
       Наконец «Дело Аленичева», когда фамилии Романцева (в бытность президентом клуба) и бывших руководителей «Спартака» Заварзина и Есауленко с подачи журналистов появились чуть ли не в разделе криминальной хроники.
       Изначально суть «Дела Аленичева» проста: «Спартак» утаил на зарубежных счетах 7 000 000 долларов, вырученных за продажу итальянской «Роме» своего полузащитника Дмитрия Аленичева. В результате чего родное государство недополучило около 1 500 000 «зеленых». Не потерпев этого, налоговики возбудили уголовное дело. Закавыка в одном: со времени этой сделки прошло почти пять лет…
       Чуть позже в прессе появились сообщения о том, что «Спартак» еще и спрятал на зарубежных счетах призовые в размере 2 800 000 швейцарских франков за выход в четвертьфинал Лиги чемпионов 1996 года. И помог ему в этом Российский футбольный союз.
       На первый взгляд грандиозный налоговый скандал, равного которому еще не было в нашем футболе. Еще бы — какие суммы, какие имена!.. Если бы не два «но». Как рассказал мне президент красно-белых Андрей Червиченко, «Дело Аленичева» уже закрывалось налоговой полицией два года назад и почему-то реанимировалось именно сейчас, чтобы пополнить список скандалов. (Документы в подтверждение того есть, да и источники в налоговой полиции факт не отрицают). А во-вторых, как считают сами налоговые полицейские, большую часть футбольных клубов премьер-лиги можно при желании подвести под монастырь на тех же основаниях, что и «Спартак». Только вот желания почему-то нет… Почему?
       Откуда такие напасти на «Спартак» в этом сезоне? Дело ли в том, что неприятности всегда слетаются стаями, или всему происходящему есть более рациональное объяснение?
       Объяснение есть. И лежит оно в плоскости, весьма далекой от футбола как такового: то есть от матчей, ворот, мячей и угловых.
       Давно не секрет, что российский футбол стал объектом пристального внимания не только миллионов несчастных российских болельщиков, но и отдельных весьма счастливо развивающихся транснациональных корпораций. Они стали сначала спонсорами наших именитых клубов, а затем — их совладельцами, причем далеко не всегда заявляя об этом публично. А любимые команды россиян превратились в различные АО, ОАО, ЗАО с многомиллионными бюджетами. То бишь в достаточно крупные коммерческие организации. Их капитал — игроки, недвижимость (если есть), раскрученный бренд и мы – болельщики со своей любовью к конкретной команде, что конвертируется владельцами клубов во вполне конкретную валюту. Выгода для олигархов очевидна: можно использовать бренд как угодно – это во-первых, а во-вторых…
       Во-вторых, интереснее. Так уж исторически сложилось, что экономика спорта, и футбола в том числе, у нас так до конца и не вышла из тени. Потому любой клуб – что твоя прачечная. Избави меня бог обвинять в этом каждого хозяина и мецената, но все же наш футбол зачастую развивается по схемам уклонений от налогов, а не по тем, что рисуют тренеры мелом на доске.
       А как в России устроен бизнес? Любой скандал имеет экономическую подоплеку: либо передел собственности, либо игра на понижение стоимости акций. В качестве инструментария этих экономических войн — пиар-акции в прессе, наезд силовиков, возбуждающих старые или новые дела, суды в глубокой провинции, ну сами знаете, читали об этом неоднократно.
       Для пущей ясности вспомним недавнюю историю с ЦСКА. Не так давно президентом его был чеченец Шахруди Дадаханов. В те времена вокруг армейцев шума было не меньше, чем сегодня вокруг «Спартака». Тут и таинственные исчезновения, и пиар-кампания под лозунгом «ЦСКА спонсирует боевиков в Чечне» и как следствие — РУБОП, ОМОН… На фоне этого, по мнению бывшего руководства, ЦСКА при помощи материально заинтересованного судьи лишают победы в финале Кубка России. А под занавес в делах клуба поучаствовала и ФСБ. Итог баталий вам известен: верхушка клуба была сменена полностью, командовать футбольной армией начал таинственный президент Евгений Гинер, а номинальным держателем акций ПФК ЦСКА стала еще куда более таинственная компания «Блю Кастл».
       Похоже?
       Президент московского «Спартака» Андрей Червиченко в последнее время не скрывал своего желания в скором будущем превратить клуб в настоящее акционерное общество. То есть конвертировать номинально существующие акции в ценные бумаги, путем продажи которых можно было бы привлечь в клуб дополнительные инвестиции. Пообщавшись с людьми компетентными, мне удалось выяснить, что Андрей Червиченко не будет особенно против, если ему предложат «Спартак» продать. Кстати, кое-какие наработки в этом плане уже есть и какие-то предложения поступили.
       Но если продать всегда хотят подороже, то купить, естественно, — подешевле. А «Спартак» стоит очень дорого, даже без учета потенциального землеотвода под стадион недалеко от центра Москвы.
       И вот с недавних пор «Спартак» попал в эпицентр разнообразных скандалов. Плюс к тому весьма активная антиспартаковская кампания в прессе. Как признался мне в свое время президент «Спартака» Андрей Червиченко: «Все это очень похоже на нарыв, который зрел лет шесть, теперь лопнул, а все его содержимое вылилось на газетные полосы».
       Так что продолжение истории с новыми героями в лице сотрудников уже полураспущенной указом президента налоговой полиции выглядит на этом фоне весьма логично.
       Логику эту подтверждает и странное поведение ФСНП – шума больше, чем реальных действий. Почему, по выражению Червиченко, после вялой двухгодичной тягомотины уголовное дело опять возобновили? В налоговой полиции на этот вопрос официально отвечают так: «В связи с вновь открывшимися обстоятельствами». А неофициально – пожимают плечами, поскольку ранее подобные вопросы, неоднократно возникавшие у налоговиков к руководителям различных клубов, решались полюбовно – выдачей утаенной суммы — и без всякой огласки.
       Почему до сих пор не предъявлено обвинение, несмотря на то что следствие, по заявлениям силовиков, продвигается успешно? Да и кому, кстати, это обвинение предъявлять – Олегу Романцеву, подпись которого имеется под некоторыми документами? Те же источники в налоговой нам поведали, что Романцев, будучи президентом «Спартака», к финансам имел такое же отношение, как зиц-председатель Фунт к рогам и копытам. А с какой организации будут взимать искомую сумму? «Спартак» перерегистрировался, и, похоже, не один раз – теперь хвостов не найдешь…
       Все это – и налоговый скандал, и скандалы трансферные, и все остальные скандалы — очень похоже на целенаправленную кампанию по снижению капитализации и финансовой привлекательности коммерческой организации под названием «Футбольный клуб «Спартак». Что называется, предпокупочная подготовка по традиционной для российского пещерного бизнеса схеме – сбить цену любым способом, а потом выгодно торговаться.
       Вопрос один: кто настолько сильно захотел купить «Спартак»?
       Хотя на самом деле и это неважно. Наплевать нам, болельщикам, на это. В Италии за некоторыми клубами стоят сомнительные коммерческие структуры и, как пишут журналисты, отмывают через клубы деньги похлеще наших теневых хозяев футбольного мира. Разница одна – на самой игре это никак не сказывается: итальянский финал Лиги чемпионов — тому лишнее подтверждение. Там договорились о правилах игры, главное из которых – не мешать самой игре. А наши никак договориться не могут, вовлекая в орбиту своих разборок и силовые структуры, и прессу, и государственных чиновников, и игроков, и болельщиков.
       Справиться с этим наше коррумпированное государство не в силах – будем честными, даже итальянцы пока не смогли. Но заставить футбольных теневиков договориться — можно попробовать.
       На то нужно лишь одно: чья-нибудь воля. Например, Генеральной прокуратуры. Может быть, пора провести независимый аудит футбольных (да и хоккейных, кстати, тоже) клубов? Чтобы мы точно знали хотя бы фамилии их настоящих владельцев, а владельцы знали бы точно, что болельщики будут спрашивать с них. Чтобы они, опасаясь огласки, не похищали спортсменов, не подкупали судей и не торговались при помощи налоговой полиции, а вели свой бизнес хотя бы по понятиям, если уж закон у нас не работает.
       


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera