Сюжеты

НУЖНА ЛИ БЛОНДИНКЕ СВЕТЛАЯ ГОЛОВА?

Этот материал вышел в № 36 от 22 Мая 2003 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

Мэрилин Монро в галерее «Дом Нащокина» А все-таки, почему джентльмены предпочитают блондинок? Из одного знакомого мне однажды удалось вытянуть объяснение: «Они, понимаешь, такие трогательные, беззащитные — как дети, сразу хочется...


Мэрилин Монро в галерее «Дом Нащокина»
       
       А все-таки, почему джентльмены предпочитают блондинок? Из одного знакомого мне однажды удалось вытянуть объяснение: «Они, понимаешь, такие трогательные, беззащитные — как дети, сразу хочется приласкать…»
       Точно такой же ответ дает выставка «Самая грустная девушка на свете», посвященная самой известной блондинке прошлого века Мэрилин Монро. Не роскошные фотографии, не мемуары ее мужчин, а крутящиеся в зале видеонарезки из фильмов приоткрывают тайну этой невысокой, пухленькой, вечно опаздывавшей и вздорной женщины. Нет другого примера в истории кино, когда совершенное тело было наделено бездной человеческого обаяния, и абсолютная красота Элен Курагиной одушевлялась жаждой жизни Наташи Ростовой.
       Воспоминания близких ей мужчин — фотографов, режиссеров и партнеров по фильмам (от Трумэна Капоте и Артура Миллера до Лоуренса Оливье, Кларка Гейбла и Ива Монтана) — в один голос твердят о прозрачной коже, обезоруживающей улыбке, детской непосредственности Мэрилин. «Мы вовсе не занимались любовью, мы фотографировали», — писал Берт Стерн, будто каждый взгляд на нее не был воплощенным соблазном. Способность превращать окружающий воздух в знойное марево — с миражами и солнечными ударами — принято называть неуклюжим словом «сексуальность». Намного удачнее выразился Ларошфуко, предпочтя «женщину милую» «женщине красивой», а вот Мэрилин, выходит, была их сочетанием.
       Портреты белозубой женщины-вамп в туалетах «от кутюр», снятые для «Вога», или вырезанные кадры из фильмов ни одной хмурой улыбкой не выдадут Норму Джин Бейкер и рваный пунктир ее жизни — с детством в сиротских приютах и угасающей в психушке матерью. Раннее, в неполные шестнадцать лет, нежеланное замужество; стандартную юность старлетки, обивавшей голливудские пороги и с голодухи согласившейся сняться для того эротического календаря, которым ее всю жизнь будут попрекать. Годы истеричных депрессий перед самоубийством в возрасте 36 лет.
       Сияющий образ, растиражированный через двадцать лет Энди Уорхолом, уже тогда поглотил ее личность, ибо Мэрилин не умела отделять лицо от маски и потому оставалась желанной всегда. Она безумно хотела нравиться — и поплатилась за это. Мэрилин стала жертвой фантастического обожания, как растерзанный обезумевшей толпой Гренуй из «Парфюмера», а ведра ее любимого шампанского «Дон Периньон», снотворные и барбитураты были лишь гарниром к народной любви. Незадолго до смерти после фотосессии с Дугласом Киркландом она отбирает негативы: «Эта мне нравится… О такой мечтают шоферы в дальних рейсах». Оказывается, ей хотелось нравиться не королям и президентам, а простым парням…
       До галереи «Дом Нащокина», где открыта фотовыставка «Самая грустная девушка», я добиралась на автобусе. Стекло кабины изрядно помятого водителя украшали два постера из тинейджерского журнала: Бритни Спирс и Кристина Агилера. Обе с выбеленными, как сахарная вата, волосами, с выпученными от силикона губами и призывным блеском в широко распахнутых ложнонимфеточных глазах.
       По количеству сложенных анекдотов блондинки могут конкурировать с чукчами. Ничего не поделаешь — подтрунивая над содержимым женских голов, сильная половина человечества по-прежнему предпочитает самые светлые из них.
       
       Воротниковский пер., 12, до конца июня
       


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera